"Клиповое мышление – это здорово, а искусственный интеллект, своего рода, современная волшебная палочка", - поведал очередной рекламный ролик. Можно не сомневаться, что кто-то с таким утверждением согласится, кто-то разозлится, меня оно позабавило – все зависит от того, как этими «новшествами» пользоваться. Нравится нам или нет, но клиповое мышление и ИИ - данность нашего времени, также как и то, что потребление для многих стало главной частью жизни. Появилось понятие «эмоциональный капитализм», когда начинают подходить к межличностным отношениям как к бизнес-проектам, а чувства становятся капиталом, который можно использовать для достижения целей.
Есть мнение, что романтические отношения уходят в прошлое. Хочется комфорта и спокойствия. Кому-то кажется, что без любви спокойнее, проще и свободнее - два партнера оговорили условия совместного коммуницирования и комфортное, свободное существование обеспечено. А если один партнер честно выполняет условия договора, а второй - как бы выполняет, но…? Как это? Да создает видимость. Говоря словами «великого комбинатора» Остапа Бендера: «И где же, граждане, комфорт и спокойствие?! И где же, товарищи, свобода?!» Может лучше оставаться одному?.. Тоже так себе вариант. Человек пока еще остается существом социальным.
«Знаешь, что с тобой не так? Ты трусиха. И больше ничего. Ты боишься поднять голову и сказать: «Жизнь есть жизнь». Люди влюбляются, люди хотят принадлежать друг другу, потому что это единственный шанс стать счастливыми. Ты называешь себя свободной, дикой. И ты так боишься, что кто-то посадит тебя в клетку. Детка, ты уже в клетке. Ты сама ее создала... Она всегда будет с тобой, потому что, куда бы ты ни отправилась, от самой себя тебе не убежать.» (из х/ф «Завтрак у Тиффани»)
Так, может, все-таки любовь?.. Наверное, несмотря ни на что, хочется. Ведь и в наше время книги пишут, фильмы снимают, спектакли ставят пусть через детективную или какую-либо еще историю, но про романтические отношения.
Вот и роман с театром подобен роману между мужчиной и женщиной – если он состоялся, то это такой полет души, это такой взрыв эмоций, когда окупаются все «затраты».Конечно, не все любят театр. Это так же, как кто-то любит приторно-сладкий торт, а кто-то готов душу продать за кусок селедки. Но, как говорится, никогда не говори «никогда». У меня тоже не сразу сложилось с современным театром. Был период, когда я его не принимала. Как в любых отношениях - нужно сначала понять. Понять условный язык, на котором общается с нами театр, чтобы не получилось, как в шутке: «…она как открытая книга. Книга по квантовой физике на китайском языке, но ведь открытая же!».
Современный театр - не такой, каким он был, например, в прошлом веке. Меняемся мы, меняется и театр. Сегодня он разнообразен и очень интересен. Чтобы его воспринять и понять. иногда приходится потрудиться: что-то почитать, посмотреть, подумать. Говоря с театром на одном языке, за внешним фасадом спектакля начинаешь видеть глубинные пласты – смыслы, заложенные режиссером. Но одновременно и театр помогает увидеть и понять то, что ты раньше не мог постичь. Полюбив абсурдистские спектакли, я стала воспринимать абстрактную живопись. И этим современный театр ценен для меня.
Не так давно в интернете увидела Манифест современного зрителя, который был выработан на заседании зрительского клуба театрального фестиваля «Хаос» в 2019 году в новосибирском театре «Старый дом». Что значит быть современным зрителем? Члены зрительского клуба видят его таким: быть открытым для всего нового и непонятного; быть готовым к тому, что театр окажется не удовольствием, а серьезной работой; не ждать от театра ответов, а в процессе спектакля задаваться вопросами и искать на них ответы самому; интересоваться всеми процессами, происходящими в сегодняшнем театре; не отчаиваться, если коммуникации с театром с первого раза не случилось, современный театр разный, каждый непременно найдет в нем свою модель.
Мне кажется, самое сложное для нас, зрителей, это преодолеть стереотипы мышления, открыть свое сознание для всего нового и непонятного, поменять страх на любопытство. А когда понимание начинает приходить, становится так интересно, что уже не хочется останавливаться, хочется узнавать все больше и больше. Это как в спорте.
Сколько раз театру предрекали гибель: с появлением кино, затем телевидения, цифровых технологий… А он до сих пор жив и прекрасно себя чувствует. И, как живой организм, взаимодействует со своими «конкурентами».
Очень интересно Марк Захаров в своей книге написал о взаимодействии театра и кинематографа:
"…Воздействие кинематографа на нашу профессию огромно. Момент рождения динамического изображения на плоскости равносилен изобретению колеса или открытию Америки. Фантазия художника обрела зримую бесконечность. Пространственную и временную. <…> Единственным ограничением стала категория эстетическая.
<...> И это воспринял театр. <…>
Это относится и к новым, современным пьесам, и к спектаклям, основанным на классической драматургии. Театр воспринял монтаж во всей емкости понятия. <…>Насытившись открытиями кинематографа, театральный зритель поверил, что жизнь на сценических подмостках... так же, как в кино, может быть показана самым неожиданным и фантастическим образом. И это ему понравилось.Современная театральная режиссура под воздействием своей киноподруги научилась ценить каждую секунду драгоценного метража (времени). <…> Просто слова, даже самые высокие и важные, перестали иметь самодостаточную ценность. Важно стало, в каком действенном изобразительном ряду они произносятся. <…>Кинематограф разрушил на театре многие святые условности и изобрел условности новые, не столь явные, но утонченные, склонные к изыску. Он подарил нам ошарашивающий поток правды, бьющей по глазам и сердцу.Актеры перестали красить губы и лепить носы: грим если и применяется, то как самостоятельное средство выразительности, а не как имитация правдоподобия. Захотелось тише и проще говорить, хорошо поставленные актерские голоса стали раздражать. <…> Наиболее чуткая театральная режиссура и наиболее чуткие актеры потянулись к экстравагантным, но предельно достоверным подробностям в поведении человека, стараясь почерпнуть их из арсенала скрытой камеры.

В кино мы впервые открыли для себя шокирующую нас истину: при некоторых особых условиях дилетант может быть выразительнее профессионала. Потом проверили на сцене - действительно может!На репетициях пьесы Арбузова «Жестокие игры» я стал выкрикивать из зала: «Так дилетант не поступит! Так дилетант не скажет! Так дилетант не задумается! У дилетанта так голос не зазвучит! Так может разговаривать только артист.»
Интересно, что голосовые связки, скажем, у продавщицы в гастрономе вибрируют иначе, чем у актрисы, играющей продавщицу. Полностью воссоздать облик того же торгового работника - один к одному - может либо совсем молодая актриса, которая еще не обрела прочных сценических штампов, не утеряла нитей, связывающих ее с нетеатральной жизнью, либо редкий по своему таланту и актерскому слуху зрелый мастер экстра-класса. <...>
Я не хочу слишком расшаркиваться перед кинематографом. Театр - самое древнее и самое живучее искусство. Театр вполне самостоятельно проходит сложные этапы в своем развитии. Многое созидает, многое отметает, многое корректирует. И все-таки кое-что забирает у кинематографа, как и кинематограф у театра. Я уже не говорю про актеров, которых пока умеет по-настоящему воспитать только театр. Персонажи многих современных драматургов хорошо слышат живую, непричесанную человеческую речь. Их герои говорят, как говорят люди в магазинах, ресторанах, конторах, общежитиях. Но впервые такая убийственно достоверная речь прозвучала все-таки в кино. Спасибо ему за это... "
Поистине, театр обладает бойцовскими качествами. Причем боец он высокоинтеллектуальный. Используя современные технологии и приемы, создает прекрасное, новое, необычное. Часто в одном спектакле можно увидеть и кадры документального кино, и элементы пластического театра, элементы перформанса, цирка, услышать оперные голоса… Театр стал синтетическим видом искусства.
Разве можно его не любить?!!
Эрата Музаславская