Назад к списку

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 4. Литературные мотивации.

 Почти каждым писателем, помимо потребности в самовыражении, движет как минимум одна из этих мотиваций:

 - успех;

 - признание;

 - популярность; 

- слава;

 - известность;

 - величие. 


Сейчас может показаться, что я привожу синонимы, но между этими понятиями есть различия, и, прежде чем двигаться дальше по пути само-продвижения, я рекомендую разобраться, что руководит именно вами. 


Успех всегда ассоциируется с финансовым вознаграждением за прилагаемые усилия. Успешными мы стремимся быть среди тех, кого знаем и в чьих глазах нам важно быть значимыми: родители, родственники, одноклассники, «сын маминой подруги». 


Признание – это обретение значимости среди тех, кто уже имеет имя в той же сфере, что и ваша. Сейчас мы говорим о литературе, и для нас признание – это высокая оценка среди критиков, редакторов, филологов и иных статусных литераторов. 


Популярность – о вас говорят. Популярности часто добиваются методами, не имеющими никакого отношения к самому творчеству. Мы знаем много популярных людей, которые у всех на слуху, но мало кто видел результаты их трудовой деятельности, иногда вообще не понятно, чем они занимаются. Хотеть популярности - вовсе не плохая мотивация. Важно к этой популярности прилагать еще и что-то толковое, иначе как бы о вас много ни говорили сегодня – завтра уже и не вспомнят. Придут новые полуодетые кумиры, а день наш ограничен – на всех кумиров его не хватит. 


 Слава доступна героям и тем, кто совершил что-то сверх замечательное. 


 Известными могут быть люди, например, занимающие высокие посты. Все их знают, хотя говорить о них не интересно, да и не нужно обычно ни нам, ни им. При этом некоторые известные люди все же стремятся к популярности, поскольку для них это значимый ресурс.


 Величие предполагает влияние на человечество (зачастую - осознанное), при этом – благое влияние, что обязательно, иначе - в чем смысл?


 Можно быть известным и великим. Можно быть успешным, но не популярным. Можно быть известным, но не признанным. Можно быть успешным, популярным, известным и, вот везение – великим. А можно не быть.Зависит от целей, ценностей и прилагаемых усилий.Вроде бы, все эти мотивации звучат довольно привлекательно, как разобраться, что же руководит конкретно каждым из нас? В силу личностных качеств, которые сформировались благодаря окружению, времени, стране, социальному статусу и т.п., нам «лакомо» разное. 


 Чтобы определиться тем, у кого с этим возникли трудности, привожу здесь небольшой тест. Он не идеален, но кому-то может и помочь. Итак, какая роль из предложенных вам желаннее (забудем, что мы тут писатели, сейчас не об этом):


 - актер;

 - режиссер;

 - сценарист;

 - зритель. 


Подумайте, не торопитесь. Примерьте на себя каждую роль. Выбрали? 


Смотрим: 

 Типаж «актер» - успех, популярность; 

Типаж «режиссер» - известность, слава; 

Типаж «сценарист» - признание, величие;

 Типаж «зритель» - признание (иногда не очевидное и не гласное).


 Это не всегда так, но часто. Проверьте себя. Определитесь. Бывает, что человек кому-то что-то хочет доказать. Например, бывшему возлюбленному или родителям, или учителю литературы: вот я как сейчас получу Великую премию (Пулитцеровскую или Нобелевскую, чаще - именно эти на слуху), вот как он (она, они) поймут, кого потеряли, кого не ценили! Кстати, вовсе не плохой мотиватор. Не самый лучший, но, если он заставляет вас шевелиться и что-то делать – отлично, годится. Думаю, не меньше половины земных достижений мотивированы завистью или желанием кому-то что-то доказать. Так и пусть! Не зря же нам эти качества даны. И их можно использовать во благо, главное знать – как. Следующий этап, когда человек уже надоказывался неблагодарным и теперь жаждет, чтобы его заметили те, кого он уважает и, может быть, любит. Хорошие мотивации, если и их умело использовать. Люди с высокой самооценкой редко доказывают что-то другим. Для них важно доказать что-то самим себе. Они бросают вызовы собственным лени, страхам, иллюзиям. (Я не говорю о «нарциссах», там подобных битв нет, там все довольно уютно с самими собой). Это не значит, что для таких людей популярность не интересна. Просто она является не целью, а лишь средством для достижения чего-то другого.


 Некоторые мои методы продвижения, о которых буду говорить в следующих главах, раскроют вам мои литературные мотивации. И, прежде чем самим следовать моим советам, определитесь, что для вас является движущей силой.


Натали Тумко