Один из самых светлых профессиональных праздников – День учителя – уже третий год подряд наша страна встречает в условиях СВО. Особых отличий в праздновании этого дня до и после спецоперации пока не наблюдается. Разве что на торжественном мероприятии выступающие нет-нет да упомянут это грозное событие и кого-то из педагогов, надевших военную форму (таких случаев уже, кстати, не так уж мало). Но сейчас речь о другом – не секрет, что спецоперация обнажила массу проблем в нашем доме, наших делах, нашем образовании в том числе.
Учитель как победитель
Конечно, какие-то выводы уже делаются. Скажем, выступая на Восточном экономическом форуме, первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев сообщил, что участники СВО уже активно привлекаются к воспитательной работе в школах, если у них есть педагогическое образование. Это неплохо, но, конечно, недостаточно. Стоит подумать о более широком распространении такой формы, как классные часы, на которые необходимо приглашать участников боевых действий и задавать им правильные вопросы. Не те, что ежедневно подчас задают в телеящике, а вопросы о формировании коллектива, построении отношений в нем, навыках, получаемом опыте и многом-многом другом. О том, что пригодится ребятам не только в годину суровых испытаний (да пусть их минует чаша сия), а в жизни в целом.
Одна из распространенных исторических легенд относится к фразе, якобы принадлежащей германскому канцлеру Бисмарку, которую он произнес после победы во франко-прусской войне. Бисмарк якобы сказал, что победу одержал простой учитель.На самом деле, ничего подобного Бисмарк не говорил. Нечто подобное появилось даже не после франко-прусской, а во время австро-прусско-итальянской войны 1866 года, после битвы при Садове, произошедшей 3 июля того года. После победы прусских войск редактор газеты «Заграница», профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель, написал:«…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».Смысл фразы, как видим, несколько отличается от того, что несет в себе легендарный афоризм, но народная молва, довольно чуткая к настоящему знанию как важнейшему элементу становления личности, повысила статус этой фразы и несколько переиначила ее.
Неготовность и ее последствия
Однако за последние десятилетия на наших глазах произошло изменение роли школьного учителя. Судя по сражениям СВО, побеждать ему становится все сложнее. Причина – изменение, мутация его роли в учебном заведении. Попытки переиначить российскую школу, превратить образование в услугу, даром не прошли. Частично удалось сделать «классического» учителя таким поставщиком образовательной информации, свести к минимуму его воспитательную функцию.
Попытки осмыслить случившееся делает, кстати, бывший президент РФ, ныне зампред Совбеза Дмитрий Медведев. Еще в марте 2023 года во время беседы с журналистами он заявил, что «отдельные институты к проведению СВО, конечно, оказались не в полной мере готовы». «Бюрократия тоже, наверное, не в полной мере готова. Технологическая составляющая тоже не в полной мере готова», - продолжил Медведев. Однако замечаниями в адрес бюрократии и технологий дело не ограничилось. В ходе беседы Медведев сделал и более глубокий вывод. «Знаете, всё-таки наше общество стало гораздо более благополучным, чем в девяностые годы», - сказал он, намекнув на расслабляющую роль относительного комфорта, в котором стали жить наши сограждане. «Они готовы за свою страну встать, защищать её - или нет? Вот это тоже была проблема. В настоящий момент, на мой взгляд, она решена. Произошла структуризация общества, общественных интересов, люди понимают, что они должны защищать свою Родину», - изложил заместитель председателя Совбеза свою позицию. Не излишне ли оптимистичен он оказался? Пользователи специальных педагогических интернет-платформ дают на сей счет обильную пищу для размышлений. «…Отношение подростков [к СВО] разнится и не всегда в положительную сторону, так как внутренняя информационная площадка в стране развивалась плохо. И нередко фразы «Не нужно было начинать первыми», скорее всего, показывают низкую информированность современной молодежи об истории данного конфликта. У сегодняшних подростков нет возможности тесного общения с живыми героями Великой Отечественной войны в силу возраста ветеранов, школьники меньше смотрят фильмы о войне, а из-за естественного отдаления событий ВОВ строить из нее одну из платформ для патриотического воспитания молодежи становится все труднее», - пишет в сообществе «Урок.рф» преподаватель Татьяна Соколова.
С чего начинается патриотизм
Власть, судя по всему, тоже понимает, что СВО должна стать важным элементом в формировании внятного мировоззрения порастающего поколения. Еще в сентябре 2023 года Министерство просвещения объявило о включении уроков на тему украинской спецоперации в школьную программу. Можно не сомневаться, что в этих уроках будет сказано о разрыве братских отношений двух родственных народов, коварстве Запада о необходимости защищать свою страну. Все это верно. Но будет ли на этих уроках извлечение уроков из собственного прошлого? А ведь необходимо сказать, что патриотизм начинается не с военного строя или выдачи паспорта, а гораздо раньше. Помните строчки из классики советской песни?
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять….»
Главный урок - впереди
Возможно, кто-то спросит: чем связаны товарищи в соседнем дворе и боевые будни? На фронте важнейшую роль играет умение взаимодействовать с товарищами по боевому подразделению, четкое понимание поставленной командиром задачи, собранность, внутренняя концентрация – все эти и многие другие качества, от которых зависит не просто успех на войне, а жизнь бойца, должны формироваться с детства. Не сидение за виртуальными «стрелялками» превращает растущего мальчугана в хорошего воина, а беготня во дворе, умение общаться со сверстниками, уличные игры (футбол, хоккей, баскетбол, «войнушки» и пр), драки, наконец (куда ж без них?). Конечно, здесь многое зависит от родителей. Не стоит, скажем, подвозить свое чадо на машине до школы, если путь занимает от силы сотню метров. Если опаздывает – не беда, пусть учится вставать раньше, заставлять себя просыпаться, мобилизовываться. В случае опоздания – пусть учится объяснять свои просчеты, привыкает к ощущению, что за промахи нужно платить. Хотя бы неприятными объяснениями с учителем. От понимания этих вещей, простых и в то же время невероятно сложных для педагогов, родителей и самих детей, зависит будущее нашего образования. Потому что в непростые времена (а предстоят нам именно такие) образование не может быть комфортным – оно должно быть полезным, умным и невероятно увлекательным. Ведь еще недавно загадочные, динамичные и порой опасные приключения были мечтами миллионов детей. Именно такое будущее у нас впереди. Именно к нему и следует готовить учеников. Вот о чем, надеюсь, будет сказано, хотя бы общими словами, в День Учителя. И после него, конечно.
Евгений Берсенев