От родителей своих воспитанников часто слышу вопрос: «Почему детей с нарушениями речи сейчас так много? А раньше так было?». Отвечаю: «Не было». Также среди молодых родителей бытует мнение, что у современных детей и речь стала формироваться позже, чем у старшего поколения, мол, после 3-х лет разговорится и это нормально... Отвечаю: «Не нормально».
И мне, как практикующему специалисту, абсолютно понятно, ведь количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, с каждым годом увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Сейчас стало все больше и больше детей с задержками психо-речевого развития различного генеза. И эта моя статья не экскурс в прошлое на тему «Раньше трава была зеленее, деревья выше, а помидор краснее».Да, за 20 лет практики я могу с уверенность сказать, что в предыдущих поколениях детей, нашем генофонде, не было такого большого количества заболеваний нервной системы и психики в целом. Да, дифференциальная диагностика, углубленный мониторинг, медицина шагнули вперёд, но есть и «побочные реакции».В результате применения новейших медицинских технологий сниженную от природы репродуктивную способность некоторых людей получилось увеличить. Вследствие этого родителями становятся люди со ослабленным здоровьем. Также появилась возможность выхаживать детей с минимальным весом при рождении. Все это увеличило риск рождения детей с множественными патологиями, в том числе и речи.Вот и сейчас мы, специалисты, ждём на занятия поколение детей с нарушениями речи вследствие гипоксии- кислородного голодания, как последствий коронавирусной изоляции, локдауна.Раньше поколения детей были здоровее, потому что развивались ПРИРОДОСООБРАЗНО. Шло ЕСТЕСТВЕННОЕ развитие, а не стимуляция сенсомоторики, гнозиса, праксиса, умственных способностей. Раньше процент детей с проблемами речи был значительно ниже, потому что от современных реалий отличали условия:1.Качество продуктов и еды, экологичная обстановка были гораздо выше. Ухудшение экологии, качества продуктов питания ведут к возникновению проблем со здоровьем у беременной женщины -будущей мамы: патогены могут проникать в плод, повреждая его мозг половые железы и вызывая мутации, менять ДНК клеток, снижать иммунитет, осложнять течение различных заболеваний. А из-за этого увеличивается количество внутриутробных патологий и преждевременных родов.
2.Мамы качали на руках. Укачивание малыша на руках напоминало младенцам о внутриутробном периоде жизни, когда они покачивались при ходьбе и движениях мамы, и помогало продолжать телесный тактильный контакт с мамой, ощущать ее личный запах и запах молока – развивало базовое доверие к миру, успокаивало малыша, переводило с капризов на тихое предсонное поведение.Равномерное укачивание, а также покачивания, вибрации и другие ритмичные движения помогают развивать у детей вестибулярный аппарат и сенсорно-моторную сферу, а значит, дети раньше научались сидеть, ползать, а затем и ходить, и быстрее говорить.И даже сейчас, интуитивно, а иногда и по советам бабушек и знакомых, родители используют эту безопасную и работающую практику – укачивание младенца перед сном на руках или в специальной мебели, кто-то носит ребенка на плече, кто-то прыгает с ним на фитболе.В настоящее время у молодых мам стоит вопрос в свободном времени и руках во время сна ребенка. Чтобы облегчить процесс укачивания и освободить себе руки и спину, родителям пришли на помощь гаджеты – шезлонги с функцией вибрации или качания, движущиеся коляски, кроватки с маятниковой функцией, слинги, эргорюкзаки.
3.Мамы, бабушки своим детям пели колыбельные. Наши прародители через колыбельные песенки на сон грядущий предавали ребёнку самые добрые чувства: нежность, ласку, сердечность, задушевность, покой. Колыбельные, такие же необходимые как нежные мамочкины объятия, как мамино молочко, снимали излишнюю тревожность, возбуждение, защищали малыша от опасностей этого мира- формировали гармоничную модель "мама-ребенок" в период раннего детства.Сначала мамы пели разными голосами, интонациями, громче и тише, опускаясь до шепота у колыбели младенца, потом дети пели своим детям и внукам колыбельные, знакомые с детства "Баю-баю", "Люли-люли" и др.Колыбельные были универсальным терапевтическим средством: малыш учился воспринимать окружающие звуки и речь- развивался фонематический слух, быстрее начинал реагировать на мамин голос и в ответ начинал "гулить", а значит, развивалась его гортань – главный инструмент нашей речевой деятельности. За счёт повторяющихся интонаций, звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов и их цепочек шло обогащение словаря малыша и азов грамматического строя речи.Грустно, но сегодня все чаще малыши засыпают в своих кроватках под звук работающего телевизора, включенного планшета, телефона, компьютера. От того, какие песни поёт малышу мама (и поёт ли вообще?), зависят характер маленького человека, его физическое здоровье, речевое развитие, степень психологической устойчивости.
4.Жили большими семьями.Раньше при отсутствии личного пространства в больших семьях, где жили сразу представители нескольких поколений – пра-, бабушки-дедушки, дяди-тёти, сёстры-братья, речь у детей развивалась активнее, словарный запас увеличивался быстрее, фраза совершенствовалась лучше.Было нормально среди родственников помогать присматривать за дитем – сейчас даже близкие порой не делают этого. Современные родители нередко обнаруживают, что бабушки и дедушки не хотят сидеть с внуками. А ведь так ждали, когда те родятся…Да, «институт бабушек» отмирает…Наши предки передавали свои знания из поколения в поколение – на семейных праздниках и посиделках детям рассказывали об истории их семьи и передавали традиции и ценности, что помогало ребенку найти себя и свое место в жизни.А сейчас иногда ребенок вообще только с мамой целыми днями, и она не всегда в состоянии с ним поговорить без необходимости... Родителям часто некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, мало того, что, в некоторых семьях ребенок живет с младенчества в нереальном мире гаджетов. А отсутствие тепла и контакта между родителем и малышом оборачивается со временем многими проблемами.
5.Не было интернета и гаджетов. Дети больше читали, общались со сверстниками и родителями, разговаривали, обсуждали. Сейчас дети больше слышат речь не родителей, а персонажей — игровых, анимационных, зачастую с дефектами звукопроизношения, голоса, интонации. Вместо грамотной человечной речи дети по большей части слышат бессмыслицу от героев мультфильмов с быстро сменяющимися картинками, которые детский мозг не в силах обработать.Плюс к этому родительский контроль времени просмотра телефонов и планшетов часто ослаблен. На выходе имеем нарушения зрения, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, агрессию, тревожное состояние, страхи, бессонницу, энурезы, тики, заикание и прочие неврологические проблемы.Взрывной технологический рост, который переживает человечество в последние десятилетия, это, конечно, хорошо, но, он имеет побочные негативные последствия для ребёнка- гаджеты отучают писать, считать, думать и говорить и, в конечном счёте, приведёт к деградации основных групп населения.
6.Дети больше играли на улице. Очень жаль, что ушли в прошлое дворовые игры: классики, резиночка, вышибала, казаки-разбойники, царь-горы, прятки, салки пионербол и пр.…Да просто пройтись по бордюру не теряя равновесие при этом…Дворовые игры были очень разнообразны по своим целям, задачам, способам проведения, ведь они были подвижными, театральными, интеллектуальными. Таким образом, ребята чередовали физическую нагрузку и отдых. Детям было куда деть свою неуёмную энергию, что гарантировало им после прогулки здоровый аппетит и крепкий сон.Гуляние во дворе приносило огромную пользу здоровью. Ведь ребёнок бо́льшую часть суток проводил на свежем воздухе, в том числе зимой. Детей в то время не кутали, как сейчас. Одевались ребята, в основном легко, чтобы одежда не стесняла движений. Незаметно организм закаливался, малыши и школьники меньше болели.Уровень физической подготовки детей был гораздо выше, а сейчас ребята не могут сдать элементарные нормативы по физкультуре в начальной школе. Эти дворовые динамичные игры укрепляли мышцы, развивали координацию, внимание, вырабатывали равновесие, развивали гибкость, ловкость, реакцию, логику, учили взаимодействию.Дети, которые рождались с какими-то минимальными проблемами, компенсировались во время таких игр. Сейчас нейрокоррекция за деньги занимается тем, чем раньше дети занимались во дворе самостоятельно- ползаньем, прыгалками-бегалками-скакалками, балансирами и пр. нейромоторными упражнениями. Но это уже обходные пути. Искусственное никогда не будет таким качественным, как натуральное.
7.Дети были в социуме, дома не сидели. Раньше у детей было много коммуникативной и физической активности. Улица по факту была единственным развлечением: там встречались, знакомились, играли, взрослели - там проходила жизнь, сначала в песочнице, а затем возникали более взрослые отношения ругались, мирились, влюблялись…Всё свободное время дети проводили на улице: играли с друзьями во дворе, катались на горках или катке, строили шалаши, ходили в кино и походы, в общем, играли до ночи, домой было не загнать.Во дворе общались не только со сверстниками, но и с детьми младше и постарше на 2,3,4,5 лет – этакое разновозрастное дворовое братство. Старшие дети опекали младших, учили играть и дружить (кататься на велосипеде, играть в мяч). Придерживались негласных законов: маленьких обижать нельзя, старших надо уважать, брать пример, не дерзить или осуждать тех, кто старше. Существовал закон справедливости, а не буллинг (троллинг) тех, кто слабее. А бдительные мудрые бабушки (свои и чужие), сидящие на лавочках, подсказывали в конфликтах, жалели, ругали за хулиганство. Таким образом личность ребёнка развивалась среди сверстников.Во дворе дети не просто гуляли, а учились общаться, занимать своё место в коллективе. Опять-таки в игре ребята учились договариваться, выполнять различные роли, следовать установленным правилам, разрешать конфликты, считаться с мнением товарища, учились просить прощения, сами прощать.Сегодня же ситуация изменилась — дворы опустели, все сидят по домам, дитё смотрит мультики на телефоне, на природу вытащить сложно. Не так часто можно увидеть веселые детские компании во дворе, кто-то даже не знает в лицо своих соседей по лестничной клетке...Уже не в новинку современная тенденция не подталкивать своих детей к коллективу, не призывают дружить, не приглашать к себе домой компании- во главу угла ставятся личные достижения.Современные дворы более красивые, безопасные, прекрасно оборудованные разнообразными навороченными горками и тренажёрами, но дети в них мало гуляют. Бдительным родителям спокойнее и безопаснее, когда чадо сидит дома (занимается на кружках). Или придерживается привычного расписания: дом - садик - школа - работа - дом. Ну, магазин ещё, торговый центр. Молодые родители там любят встречаться, а где ещё?К сожалению, у нас утеряна культура дворового, городского, уличного общения детей и людей. Стоит помнить, что перекос в сторону интеллектуального развития чреват перенапряжением головного мозга, а это может стать причиной головной боли, неврозов, депрессии. А долгое сидение дома (на занятиях) прежде всего негативно влияет на здоровье ребёнка, приводит к гипоксии – кислородному голоданию, снижению иммунитета, частым ОРВИ заболеваниям. Потому что детскому что организму для развития необходим свежий воздух и движение. Поэтому у детей все чаще встречается речевая задержка, эмоционально-поведенческие проблемы и трудности контакта. Ребёнок, сидящий дома, может вырасти замкнутым, эгоистичным, в дальнейшем испытывать трудности в личной жизни.
8.Дети выполняли повседневные дела. Раньше всё бучение шло через практику. Ещё сто лет назад дети сидели за партой только зимой, когда не были заняты в поле. Сегодня дети зачастую знания получают в виде теории и часто не знают, как применять их на практике. А вместе с тем, любой предмет, который мы изучаем в детском саду или школе, имеет практическое применение. Человек живёт тем, чему он научился в этом мире, поэтому эти бытовые знания будут способствовать социализации и адаптации в этом мире.Социально-бытовое взаимодействие, рутинные дела, обязанности по дому, по хозяйству, самостоятельность – казалось бы такие простые вещи – убрать игрушки, убрать постель, научить мыть посуду, выносить мусор, протирать пыль, сортировать бельё (цветное, чёрное, белое), поливать цветы, выращивать лук на подоконнике, давать корм домашним животным и пр. – оказывают всестороннее организующее развивающее влияние, в том числе и на речевое развитие.Выполняя домашние обязанности, дети чувствуют себя необходимыми в семье, полноправными членами. И не растут потребителями. Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что у них быстрее формируются моторные динамические стереотипы, переключаемость движений и программ, и они лучше взаимодействуют с педагогами.
Подытожим. Закончу знаменитой цитатой из любимого фильма: «- Сейчас не те времена! – Времена всегда одинаковые!» Да, в интересное время мы живём…. Мир стал другим, и не только из-за пандемии. Интернет заменил все источники получения знаний. А урбанизация и технологический прогресс определяют новую общественную парадигму социокультурного развития нашего общества.Со временем появятся еще новее тенденции и явления, поэтому необходимо проводить ревизию приоритетов, идя в ногу со временем, нужно уметь оглядываться назад. Но не нужно идеализировать прошлое, для многих сейчас это уже сказки в стиле "когда деревья были большие".Раньше не было лучше или хуже. Раньше было по-другому, поэтому нет смысла ностальгировать по тем временам и искать родительский авторитет теми же способами.Ищите свой путь, опираясь на лучшие педагогические традиции и возможности прошлого. Освободитесь от внутренних ограничений (а в книжке не так написано…, как же я повышу голос?.., а что скажут соседи… и пр.), будьте менее разобщёнными - дети активно перенимают НАШ образ жизни.Никакие гаджеты, многочисленные кружки и секции не способны заменить ребятам ЖИВОЕ общение. Грамматически правильно оформленная устная речь формируется только в процессе речевой практики, ЕСТЕСТВЕННОГО общения ребенка со взрослыми. Общение с родителями и родственниками, дружба со сверстниками делает детство полноценным, нервною систему крепкой, а речь красивой и правильной.
С уважением, учитель-логопед, нейрореабилитолог Жукова Мария Александровна.