Интервью с режиссером Олегом Шиловским
Олег Шиловский известен как режиссер документальных фильмов о спортсменах, артистах, известных людях, звездах шоу-бизнеса. И вот – полнометражный художественный фильм, снятый по мотивам произведений петербургского писателя Сергея Арно.19 апреля 2024 года в Доме писателей на Звенигородской 22 состоялся показ фильма «Про идиотов и влюбленных».
Олег, почему Вы решили обратиться к произведениям Сергея Арно? И почему выбрали именно эти произведения?
Меня с творчеством Сергея Арно связывают давние отношения. Причем значительно более давние, чем личные. Лично мы познакомились в 2017 году, а с творчеством Сергея Арно я познакомился в самом начале 1990-х. Будучи еще студентом, я искал современных авторов. Мне было интересно, что же пришло на смену советской литературе. И какая-то мистическая сила привела меня в магазин «Академ Книга», где мне предложили приобрести небольшую книжку в красной обложке с размашистым названием «Орфография». Там были представлены 4 автора, один из них Арно. Когда прочитал, понял, что Сергей Арно – это то, что я искал. С тех пор я приобретал все его книги.
И, конечно, мне очень хотелось лично с ним познакомиться. Представился случай. Моя супруга – сценарист и продюсер Светлана Лисянская - снимала свой авторский документальный сериал «Слово за слово» и пригласила Сергея Арно экспертом. Через некоторое время мы с ним лично познакомились. Так что Сергей Арно – мой любимый писатель. Я как читатель и как режиссер тянусь к его творчеству. И для меня не стоял вопрос – чьи произведения мне бы хотелось экранизировать. Также, как и у моей супруги. Она тоже очень любит произведения Сергея Арно. В фильме «Про идиотов и влюбленных» она была и сценаристом, и продюсером. Несла на себе все тяготы производства. Во многом благодаря ее стараниям филь состоялся. Кстати, она была еще и автором музыки к фильму, автором и исполнителем центральной песни – хита «Русалочье счастье», которая звучит и в инструментале, и со словами.
На мой взгляд, произведения Сергея Арно современны и актуальны. Даже те, что написаны в 1990-е годы, например, роман «Живодерня», который я с удовольствием бы экранизировал. Фильмы по его произведениям могут занять жанровую нишу, которая сейчас пустует, - сочетание мистики и юмора, абсурда и реальности, этакий крутой замес из всего этого. Его фирменный стиль - динамичное повествование, интрига, своеобразный юмор, который в некоторых моментах даже перехлестывает, а еще безудержная фантазия. Я никогда не могу предугадать, что произойдет на следующей странице. Его герои как бы и среди нас, и в то же время отделены тонким слоем параллельного мира, и этот слой временами стирается. Ирреальность наползает на реальность. Как я уже сказал, сценаристом фильма была Светлана Лисянская. И свой сценарий она написала на основе двух произведений – роман «День всех влюбленных» и «Роман о любви, а еще об идиотах и утопленницах». Почему именно они? Наверное, потому, что и там, и там – история личных взаимоотношений. Одна история несчастливая, а другая – счастливая. Но везде присутствует любовь. Фильм назвали «Про идиотов и влюбленных». Ведь влюбленные, как пишет Арно, «счастливы, как идиоты».
В произведениях Арно много мистики. Случалось ли что-то мистическое, необычное во время работы над фильмом?
Все, связанное с работой над этим фильмом, было мистикой. И то, как все складывалось, как снималось, как чудесным образом находились нужные нам локации для съемок. Погода опять же, то она была дождливой, когда это было нужно, то солнечной, когда этого требовал эпизод. Состояние Невы… она словно чувствовала настроение эпизода. То была спокойной, то прямо билась о гранит. Одним словом, город был полноправным участником съемок, и мы все ощущали его поддержку. Я считаю, что это мистика. Мистика присутствовала на съемочной площадке от первого до последнего кадра. Все мы тогда оказались в мире Сергея Арно. Мистическая аура накрыла съемочную площадку. Мы работали достаточно быстро и с удовольствием. Мне бы хотелось немножко об актерах рассказать. В нашем фильме снимались и звезды российского кино, и начинающие актеры, и даже люди других профессий. Например, профессор филолог сыграл забавную роль в эпизоде с костылями. Художница Мария Семенова сыграла медсестру. Популярнейшая Светлана Пермякова исполнила роль Матильды, ценительницы вкусов, разлучницы и коварной злодейки. Думаю, что такую роль она сыграла впервые. Заслуженная артистка России Галина Бокашевская создала глубокую по драматизму роль матери пропавшей Марины. Саму Марину сыграла как раз начинающая актриса Евгения Соболева. А ее мужа Максима, которого увела Матильда, сыграл молодой актер Александр Маковский. Очень хороший актер.
Роль сумасшедшего рыбака сыграл знаменитый в мире рок-музыки режиссер, звукорежиссер Андрей Тропилло. Мне кажется, он был весьма органичен в этой роли. Две главных роли, Андрея и Кристины, сыграли Филипп Шиловсикй и Кристина Кащенко. Филипп на тот момент оканчивал театральный вуз на Моховой, имел уже съемочный опыт. А с Кристиной получилась просто мистическая история. У нас не было подходящей актрисы на эту роль. И мне предложили посмотреть одну девушку кандидатку, не актрису. Сложность заключалась в том, что актриса должны была быть не просто актрисой, но и иметь какое-то внутреннее мистическое содержание. Мне это было важно, иначе получилась бы неправда. Сыграть это невозможно. И, опять же мистика, Кристина оказалась той самой Кристиной, которую ей нужно было сыграть. Роль писателя, конечно, мог исполнить профессиональный актер, но мы, посовещавшись с продюсером Светланой, решили, что лучше самого писателя Сергея Арно эту роль никто не сыграет. И оказались правы. Получилось, на мой взгляд, очень здорово. Писатель Сергей Арно вжился в роль писателя и чувствовал себя раскрепощенно перед камерой. Мы и сами там немного поснимались – и я, и Светлана, и супруга Сергея, Нина в роли судмедэкспертов в паре с очень хорошим, мощным актером Валерием Коваленко. Он играл роль следователя. Фильм получился с правильным настроением. Там есть лирические сцены, динамика, интрига, триллер. Главная особенность этого фильма – он затягивает зрителя постепенно. Не сразу хватает его за горло, а незаметно втягивает его в этот мистический водоворот событий.
Где можно посмотреть фильм?
Иногда он идет в кинотеатрах. Но проще его увидеть на ютуб-канале Светланы Лисянской. 19 апреля он будет показан в Доме писателей на Звенигородской 22.
Фильм «Про идиотов и влюбленных» был представлен на 10 европейских фестивалях и высоко оценен на 4 из них. Он призер фестиваля в Высоких Татрах (Словакия) как лучший мистический фильм. Финалист Международного кинофестиваля в Лулело (Швеция) за лучшую режиссерскую работу. Финалист фестиваля Парижской международной академии в номинации «Лучший режиссер». Фильм вошел в шорт-лист Международного кинофестиваля в Эльфсбюне (Швеция) как лучший полнометражный фильм.
Интервью записала Ольга Шпакович