Назад к списку

Условный мир театра

  "Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас".  Иоганн Фридрих Шиллер

"У меня с театром не сложилось..." - эту фразу слышу, пожалуй, чаще, чем "Я обожаю театр!". Не раз бывало: посмотрим большой компанией какой-нибудь фильм, затем бурное обсуждение, глаза горят, всем интересно. На этой эмоциональной волне я предлагаю "совершить поход" в театр... Взгляд у людей становится отрешенным, и народ по тихому "сливается", переводя разговор на другие темы.Получается, что определенной категорией людей фильм воспринимается легче, чем спектакль. Почему? Свою нелюбовь к театру часто объясняют так: там все наигранно, напыщенно, преувеличено, фальшиво.Да, театральный спектакль условен. Для понимания и восприятия происходящего на сцене требуются определенные усилия, некоторая работа души, соучастие зрителя в действе. Так ведь этим и ценен театр, в этом его сила. Кроме того, на мой взгляд, благодаря использованию условных приемов воздействие на зрителя получается более глубоким и сильным. Вопрос скорее в профессионализме и таланте людей, создающих спектакль. Главное, чтобы элементы условности были понятны не только им, но и нам, зрителям. 


 Недавно в театре им. Ленсовета посмотрела спектакль "Хочется жить!" по рассказам Чехова. На сцене - стулья по количеству актеров, занятых в спектакле, стол и за ними установлен белый экран. Все... Первое ощущение - недоумение. Я ожидала совсем не этого. А дальше - гаснет свет, и полное погружение в происходящее действие благодаря великолепной игре актеров, перенесших зрителя во время и пространство чеховских рассказов. Ощущение времени и пространства созданы образами и картинами медленно сменяющимися на экране. Ярко, красиво! В какой-то момент показалось, что я вижу картины голландских, итальянских художников. И вдруг - рериховские цвета и интонации... 

 Или детский спектакль "Чудеса на кухне" в театре Парнас...Сказочная, чудесная ткань спектакля соткана именно с помощью театральных приемов. Каких чудес там только нет! Спагетти превращаются то в лошадь, то в машину, то в птицу; пучок зелени - в собаку. В спектакле заняты три актера, персонажей больше. Причем, остальные герои сказки - животные. Эти роли "играют" куклы, которых наполняют жизнью все те же три актера, даже не переодеваясь в другие костюмы. Особенно впечатлила нас, зрителей (как маленьких, так и взрослых) корова, тело которой - клетчатый платок, а голова сплетена из прутьев (так плетут корзины). Два актера так мастерски ею управляли, настолько точно воспроизводили движения этого животного, что зрители воспринимали ее как настоящую живую корову. 

 Театр Парнас камерный, первый ряд кресел для зрителей находится практически на сцене, на одном уровне с ней. И вот эта "корова" подходила и ластилась к детям, а они тянули ручонки, чтобы погладить ее морду. Представляете?!! Она для них была не клетчатый платок и корзина, а живое существо. Вот она - магия условного мира театра!


Ольга Семинихина