Назад к списку

«Время, когда цифры командуют буквами»

 Интервью с Поповым Валерием Георгиевичем, Председателем Союза писателей Санкт-Петербурга, записано на легендарных писательских дачах в поселке Комарово. 

Попов В.Г. – один из самых популярных авторов не только Северной столицы, но и России в целом, и не только. Его произведения переведены на английский, немецкий, китайский, польский, чешский и другие языки. Он – автор более сорока книг, а также сценариев художественных фильмов, лауреат многочисленных премий, в том числе Премий Правительства РФ и Санкт-Петербурга, «За вклад в литературу», награжден Орденами «Дружбы» и «За заслуги в культуре и искусстве», Благодарностью Президента РФ, медалями. 


 Валерий Попов – не только известный писатель, но и легендарная личность – можно сказать, человек-эпоха. С Анной Андреевной Ахматовой, которая прожила на писательских дачах в Комарово последние 10 лет жизни, его связывает то, что в настоящее время он занимает тот самый домик – «будку», в котором жила великая поэтесса. 


С Валерием Поповым беседовали писатели Ольга Шпакович (Санкт-Петербург) и Кучкар Наркобил (Ташкент). 


 О. Шпакович: Валерий Георгиевич, мы находимся в таком месте, где все пронизано духом Анны Андреевны Ахматовой. Вы живете в домике, где она провела последние 10 лет своей жизни. Чувствуется ее аура, ее незримое присутствие?


 В. Попов: Когда я приехал в дом Анны Ахматовой, он был полуразрушен. Как построили его в 1955, так и не ремонтировали. Да и сама Анна Андреевна как будто говорила: «Ты не будешь жить в моем доме!»


 О. Шпакович: Как это проявлялось? 


 В. Попов: : Да все, за что ни возьмись, все выходило из строя! Дом разрушался… Когда я включал сразу два обогревателя, так как дуло изо всех щелей, тут же из пластмассового предохранителя под потолком выскакивала красная кнопка, как фига, и я это воспринимал, как реакцию хозяйки: «Не будешь ты здесь жить, бездельник!». Что делать? Литфонд разорился, помогать некому. И вот теперь я чувствовал, что поможет только она. Но как? Однажды я пришел к ней на могилу (А. А. Ахматова похоронена на кладбище пос. Комарово – прим. ред.) и мысленно обратился к ней с просьбой помочь. И произошло чудо. Ахматова-таки показала свою силу! Рядом проходила экскурсия, и экскурсовод как раз говорила о четырех «ахматовских сиротах», как их называли, четырех ее любимых учениках: Бобышеве, Наймане, Рейне и Бродском. И вдруг я увидел, что по дорожке приближается Дима Бобышев. Мы с ним не виделись лет двадцать! И Дима сразу сурово сказал: «Был сейчас у будки Ахматовой! До чего довели!» С Димой был его друг, который стал теперь и моим другом: Александр Петрович Жуков, крупный ученый нефтяник, обожающий поэзию, сочиняющий песни на стихи Ахматовой, Бродского. Он дал деньги, и будка возродилась – она теперь абсолютно новая, но точно повторяющая прежнюю, и стоит до сих пор. И благодаря этому тут снова возродилась литературная жизнь. Теперь каждый год, 23 июня, в День рождения Ахматовой, Жуков организует большой Ахматовский праздник. Здесь выступали Ахмадулина, Юрский и другие наши звезды. И до сих пор в этот день лужайка перед домиком Ахматовой заполняется народом, звучат стихи и музыка. Ахматова здесь снова – царица. Уже несколько лет, опять же, при содействии Жукова, здесь вручается Ахматовская премия за лучшую поэзию. И сейчас Анна Андреевна ко мне благосклонна – она поняла, что и от меня есть польза. И вообще я – мужик работящий, написал в ее домике уже восемь книг, а многие события, описанные в них, произошли именно здесь, в Комарово. Так что теперь это мое место, самое важное в моей жизни.


 О. Шпакович: Анна Андреевна была магнитом, центром притяжения. К ней, в Комарово, приезжали многие писатели, поэты. Вы помните их? 


В. Попов: Я помню только тех, кого я застал. Когда стали отмечать ежегодный Ахматовский праздник, сюда приезжали: Бэлла Ахмадулина, Сергей Юрский, Андрей Битов, в общем, все знаменитости литературного и артистического мира. То есть и при жизни, и после своей смерти Анна Ахматова притягивает сюда. Здесь всегда толпа, вокруг ее домика - экскурсии каждый день. Она жила здесь, когда попала в опалу. Советская власть ее не любила. Но домик дали. И это было для нее спасение. Ахматова, несмотря на гонения, в Комарово была царицей. Когда она, шествуя по аллее, с кем-то не здоровалась, тот в панике обегал лесом и снова выскакивал ей навстречу: «Чем я заслужил ее немилость? Может, со второго раза поздоровается?». Комарово – это интеллигентский поселок. Здесь живет научная и художественная элита. Так что от мнения Анны Андреевны зависела репутация человека.


 О. Шпакович: А что это за история с тем, что домик Анны Ахматовой хотели захватить?


 В. Попов: Эта история началась, когда Литфонд прекратил существование… 


К. Наркобил: Это в каком году было? 


В. Попов: Это было в 2002. Раньше с любой продажи книг деньги отчислялись в Литфонд. И Литфонд хоть что-то делал для писателей. В Коктебеле, Ялте были дома творчества. А тут вдруг все кончилось... А главное, начались хулиганские наезды. Поползли слухи, что домик Ахматовой заберут у писателей, поскольку они его не содержат, не ремонтируют. Его выставят на аукцион! Но аукцион удалось отменить. Я написал в «Литературную газету» статью «Торг здесь неуместен!», и коммерсанты, вместе с поддерживающими их структурами, отступили. Все шесть писательских домиков, включая «будку Ахматовой», переданы в безвозмездное пользование писателям. Мы обязаны содержать дома в порядке и оплачивать коммуналку. Справляемся!


К. Наркобил: Если бы Вы не написали, то забрали бы?


 В. Попов: Да, есть много богатых и сильных мира сего, кто хотел бы заполучить тут местечко.


 О. Шпакович: Валерий Георгиевич, Вы - председатель Союза писателей Санкт-Петербурга, расскажите, чем сейчас живет Союз, какие проходят мероприятия.


 В. Попов: У нас работает литобъединение «Молодой Петербург», издает одноименный альманах. С этого года начала работу студия «Литучеба», куда мы принимаем авторов уже зрелых, которым надо помочь реализоваться и вступить в наш Союз. У нас существует Премия имени Гоголя. Она реализуется при поддержке Правительства Санкт -Петербурга. Оно же организует «Международный книжный Салон» на Дворцовой площади, в конце мая, в сезон «белых ночей», и участников бывает очень много. Наш Союз Писателей Санкт -Петербурга активно участвует, организует мероприятия Салона, продажу наших книг. Только я, в этом году, участвовал в презентации своей новой книги «Выдумшик», в конкурсе комических миниатюр «Опять о Хармсе!», принимал участие в обсуждении проблем толстых журналов. У нас есть журналы «Нева», «Звезда», «Аврора» - это самые знаковые литературные журналы, которые живут благодаря грантам, федеральным и городским. Правда, с грантами сейчас сложнее… Раньше было Федеральное Агентство печати. Потом создали Министерство цифры. А Агентство печати сделали одним из составляющих Министерства цифры. Получается, что сейчас время, когда цифры командуют буквами. В самом деле: если есть цифры – то зачем буквы?.. А как живут журналы в Узбекистане?


К. Наркобил: Да, у нас есть журнал «Звезда востока» на русском языке. Есть газеты «Правда востока», «Народное слово», тоже на русском выходят. На узбекском - журнал «Иностранная литература», тиражом 7 тыс. экземпляров. Наш президент (Шавкат Миромонович Мерзиёев – Президент Республики Узбекистан – прим. ред.) уважает людей творчества, литературу. Ведь все пройдет, но книга останется! Нам выделили Дом писателей, большой, трехэтажный. Создана Аллея писателей и поэтов. Для того, чтобы поощрить молодежь читать, у нас проводится конкурс. Самому начитанному дарят автомобиль. А что у вас делается для поощрения молодых авторов?


 В. Попов: Автомобили у нас не дарят. А что делается?.. На ежегодном Фестивале имени Анны Ахматовой у нас вручается премия. Ее спонсор – тот же, который починил домик Анны Ахматовой, Александр Жуков, замечательный человек, сам пишет стихи, поет песни на стихи Анны Ахматовой. И вот он, по моей просьбе, основал премию имени Анны Ахматовой, которая вручается каждый год. В этом году ее получили три человека, три молодых поэта. 1-я премия – 100 тыс. руб., 2-я – 50 тыс., 3-я – 30 тыс. рублей. В журнале «Аврора» есть программа для молодых поэтов - «Дебют». Мы, писатели, выступаем в школах и институтах. Когда говоришь с молодыми, видно, что голова у них в порядке: они умные, понимают юмор. 


 К. Наркобил: По поводу молодежи расскажу такой случай: преподаватель драматургии Института искусств принимает вступительный экзамен. Задает вопрос абитуриенту: «Вы читали Абдулла Каххара?» - «Абдулла Каххара… Абдулла Каххара…». Преподаватель спрашивает: «Вы вообще книги читаете?» Ответ: «Вот когда поступлю – обязательно буду читать». 


 В. Попов: Я уже несколько лет - Председатель Дипломной Комиссии по специальности «Сценарист» в нашем Институте Кино и Телевидения. К сожалению, кино сейчас шаблонно, ребята ориентируются на уже известные «блокбастеры», поэтому индивидуальное, непохожее на других творчество не поддерживается. Кино сейчас как фабрика, выпускающая стандартную продукцию 


О. Шпакович: Потом смотреть нечего. 


 К. Наркобил: Мы тоже любим русские фильмы 1970 годов. Военные фильмы с удовольствием смотрим. 


В. Попов: А я, например, с удовольствием вспоминаю замечательный узбекский фильм «Любовь»… 


О. Шпакович: Валерий Георгиевич, расскажите о своем творчестве. Над чем сейчас работаете? 


В. Попов: Мой жанр – гротеск. Перевод ужаса в смех. 


К. Наркобил: Веселые истории? 


В. Попов: Скорее, трагикомедии. Одна из моих книг называется «Жизнь удалась». На дворе – тоталитаризм, а мы веселимся несмотря ни на что. Но потом у меня случилось несколько личных трагедий – смерть отца, болезнь жены. И эти трагедии несколько изменили тональность моих произведений... Но все равно я стараюсь писать так, чтобы смех был сквозь слезы, чтобы была надежда. Все свои награды я получил как раз за самые трагические вещи… Еще я написал три книги из серии ЖЗЛ – «Жизнь замечательных людей» - про тех людей, которые определили ленинградскую культуру. Первая книга - про Сергея Довлатова, с которым мы дружили. Вторую я написал про Дмитрия Лихачева, академика. А третью - про Зощенко. Последняя книга, «Выдумщик» – про меня, про мою творческую жизнь. С детства со мной происходят какие-то трагикомические истории. Как будто Бог меня определил быть выдумщиком. Помню, как-то раз в детстве, мне лет шесть, мы только что после войны приехали из Казани в Ленинград, стою я вечером, и вдруг падает рядом какой-то пьяный, шапка у него слетела. Я подбежал, поднял шапку и подал ему. Он посмотрел на меня удивленно. Ведь грабежи были. А тут какой-то ангел ему шапку возвращает. И дал он мне 3 рубля, а дальше… он опять падает, и опять шапка слетает. Я опать подношу. И что он делает? Берет шапку, отнимает трешку и говорит: «Устроили тут». И уходит. И так всю мою жизнь – трагедия рядом с комедией. И даже когда у меня инфаркт был в прошлом году – та же история: приехала скорая помощь, две хрупких девушки – медсестра и фельдшер. «А как же мы вас вынесем?» И смотрят на часы – когда же я помру, чтобы не тащить. Спрашиваю их: «А может, водитель поможет?» - «Нет, он пенсионер». И тут одна из них посмотрела в окно - и вдруг выбежала. Вскоре я, уже в полубессознательном состоянии, увидел каких-то людей, в форменной одежде, с лампасами. Думаю – может, ангелы? Они берут меня и выносят во двор. Рядом с машиной скорой помощи – мусоровоз. И я понимаю, что меня вынесли мусорщики… То есть, гротеск для меня - как форма спасения. Даже если умру, то со смехом! Веселое разрешение ужаса - мой жанр. И уже давно я не только пишу так, но и живу. Жизнь должна соответствовать твоему творчеству, тогда и творчество не прекратится! 


К. Наркобил: Благодарим за интервью, Валерий Георгиевич! Мы хотим установить связь между писателями России и Узбекистана. Думается, что начало нашей творческой дружбе положено. 



Интервью записали Ольга Шпакович, Кучкар Наркобил