Шаг в синюю комнату

 Предисловие к роману Натали Тумко «Расходники»


– Мне противно смотреть на тебя!

– Вот как! А ведь ты смотришь на себя.

В. Губарев, «Королевство кривых зеркал»


Написав рассказ «Аргонавты времени» в 1888 году и на его основе – роман «Машина времени в 1895-м, Герберт Уэллс раз и навсегда определил законы социальной фантастики. Их развили и закрепили другие писатели-фантасты: Рэй Брэдбери, Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли, Александр Беляев, Евгений Замятин, братья Стругацкие и многие другие. В основе социально-фантастических произведений – не особенности создания и внедрения новых технологий, а морально-этические последствия их применения. Другими словами, как изменится облик человечества, расширившего свои возможности до самых окраин Вселенной.Сегодня мы видим, что социальная фантастика не только не утратила своей актуальности, но и получила новый импульс, ведь те достижения, которые во времена Герберта Уэллса и Жюля Верна считались фантастикой, теперь – самая привычная обыденность, и писателям приходится искать новые фантастические допущения, чтобы оставаться в рамках жанра.


Роман писателя-фантаста Натали Тумко «Расходники» – и есть способ заглянуть в (не)далекое будущее, чтобы дать оценку тому, как может измениться мировоззрение обычного человека, получившего доступ к новейшим технологиям. 



Роман заявлен как антиутопия, то есть, произведение, рисующее «новый дивный мир», в котором люди не так счастливы, как хотелось бы. Сразу отмечу, что автор создала антиутопию без некоторых свойственных жанру элементов, что делает роман не совсем обычным. Если вспомнить «1984» Джорджа Оруэлла или «Мы» Евгения Замятина, то на их страницах нарисованы достаточно мрачные картины, причем без шанса на благополучный исход. Роман «Расходники» хоть и выписан в характерных для антиутопий аккордах, однако, дает читателю надежду на позитивные изменения, как минимум в жизнях героев. 

Читать дальше

"Апокалипсис как авантюра"

 Рецензия Евгения Берсенева на книгу Ольги Шпакович. «Апокалипсис. Пролог».


Известная петербургская писательница Ольга Шпакович взялась за весьма рискованную задачу, которую современные российские авторы стараются обходить стороной. Она написала авантюрный роман на тему революционных событий ревущего 1917-го и казни семьи свергнутого императора Николая II. В советский период, особенно послевоенный, появление такого рода произведений было практически исключено, разве что в журнале «Вокруг света» в 1920-е годы в изобилии появлялись подобные творения (одним из ярких представителей авантюрного жанра был, конечно, Михаил Зуев-Ордынец). 


Трудность в создании авантюрного романа на тему революционных событий 1917-го, видимо, заключается в описании контрастов между добром и злом, которые обычно свойственны для этого жанра. А в бурлящие годы, когда общество находится в пограничном состоянии, эти контрасты на время стираются и дать оценку событиям и поступкам затруднительно, даже спустя годы. Автор «Апокалипсиса», судя по всему, эту трудность преодолела – положительные персонажи добры, но наивны и способны вызвать даже отторжение, а вот зло выглядит вполне естественно и временами даже изящно.


  Фон, на котором разворачиваются события романа, подается ненавязчиво, но настойчиво. С ним увязывается и динамика разворачивающихся событий. Салоны тлеющей богемы, оригинальные творцы-самородки из деревень, комиссары практически в пыльных шлемах, масонские интриги, политическое закулисье и незамысловатые любовные истории – все это переплетается в трагедии и фарсы.

Читать дальше

«Я занимаюсь любимым делом и это - самое главное!» Интервью с Никитой Гладковым

   Так уж повелось, что «молодыми» у нас считаются писатели вплоть до сорока, а то и до пятидесяти лет. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что в Союзах писателей средний возраст – шестьдесят пять. С одной стороны, это оправдано тем, что для создания серьезной прозы надо созреть, приобрести жизненный опыт, мудрость. Но зато если уж появляются на литературном небосклоне по-настоящему молодые прозаики, которым чуть за двадцать, их появление становится заметным событием. Наша литературная редакция решила открыть новый год знакомством с молодым автором. Итак, рады представить – Никита Гладков. Никита – ровесник века. В наступившем году ему исполнится всего лишь 25. А уже написано столько, что позавидовать могут авторы, пишущие не один десяток лет: десять романов и одна поэтическая повесть. Большая часть – исторические романы, что, опять же, необычно: немногочисленная творческая молодежь предпочитает работать в жанре «боевого фэнтези», постмодерна, хоррора… Но уж никак не в жанре исторического романа. Никита – из Ростова-на-Дону. В настоящее время живет и трудится в Москве. 

Читать дальше

14 декабря 2024 года Валерий Попов переизбран на пост Председателя Союза писателей Санкт-Петербурга

Валерий Георгиевич Попов, классик современной литературы, стоял у истоков создания Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей. 14 декабря 2024 года в актовом зале на набережной Мойки 12 (музей-квартира А.С. Пушкина) состоялось отчетно-выборное собрание. На пост председателя было выдвинуто две кандидатуры: от секций прозы, научно-популярной, патриотической и детской литературы - действующий Председатель, от 9-ой секции Союза - известный писатель и общественный деятель Герман Умаралиевич Садулаев. Оба кандидата озвучили свои предвыборные программы. В результате голосования убедительную победу одержал Валерий Георгиевич Попов - 202 голоса против 46. 


Редакция газеты "На наш взгляд" поздравляет Валерия Георгиевича с переизбранием на пост Председателя Союза писателей Санкт-Петербурга! Желаем осуществления всех пунктов предвыборной программы и, конечно, здоровья и новых книг! 

На три ближайших года Союз - в надежных руках! 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Глава 12. "Черновики"

 12 апреля 2016 года черновики романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (две главы рукописного текста) были проданы на аукционе в Нью-Йорке за 77, 5 тысяч долларов. Реалии наших дней: авторы практически не пишут на бумажных «носителях» - работают сразу в электронном формате. Если учесть, что бумага сама по себе плохо хранится (и горит, и гниет, и плесневеет, и теряется), то до наших потомков лет через сто дойдет крайне малое число наших рукописных черновиков. 


 Рукописные черновики – это акции, которые со временем только возрастают в цене. Как думал автор? Что волновало писателя этих лет (веков? Страны? Взглядов?). Что-то, что принадлежало известному человеку – с годами обрастает мистическим ореолом, начинает иметь дополнительную ценность. Хочу показать вам черновики одного из молодых авторов, которых мне довелось консультировать. Тексты у него слабоваты, там работать и работать, но обратите внимание на рисунки, на сам подход к черновым записям! 






Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Глава 11. "Всегда давайте шанс судьбе"

 Звучит странно: «шанс судьбе», и кажется, как это осуществить? Но, на самом деле, все не так уж и сложно, главное, видеть эти шансы и не лениться, почти каждая статья этого цикла об этом говорит. Из обычного перечня шансов:

 - участие в конкурсах; 

- публичные выступления; 

- литературные резиденции;

 - сотрудничество с людьми разных профессий;

 - разнообразие форматов; 

- писать, не останавливаясь. 

 По каждому из указанных выше пунктов я расскажу постепенно в следующих главах. Здесь же мне хочется привести обобщенный список и дать небольшие комментарии по другим поводам. Однако, напоминаю, все это начнет срабатывать, если вы талантливы и трудолюбивы. В противном случае, продвижение, о котором я говорю, сработает наоборот – все узнают автора, как графомана, и потом очень трудно будет доказать кому-то, что «я умею лучше». Поэтому, сначала – качество, потом – продвижение

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Глава 10. Центр народной культуры.

 В предыдущих главах я упоминала, что являюсь народным мастером Приморского края, была организатором ярмарок и плотно сотрудничаю с ремесленниками. Об этой стороне своего продвижения говорить можно долго и разнообразно (и обязательно что-нибудь забуду), но сегодня расскажу о довольно странной выставке в Приморском Краевом Центре Народной культуры в 2022 году. 


 Внимание! Название выставки: «Фантастические миры Натали Тумко глазами мастеров Приморского края», выставка 3-Д композиций. Так как многие ремесленники на протяжении года слушали мои книги, все были в курсе, кто я, о чем пишу, и уже успели пообсуждать и истории, и меня лично. Задача перед ремесленниками была поставлена следующая: на планшетах (их мы выдавали) нужно создать композицию по одной или нескольким произведениям Натали Тумко. Планшет можно делить с другим мастером, можно использовать несколько техник или одну, любые тексты из книг указанного автора, расположение вертикальное или горизонтальное, можно выходить за рамки.

Читать дальше

Вышел в свет роман Ольги Шпакович "Апокалипсис: Пролог"

   22 ноября 2024 года в Доме писателей Санкт-Петербурга состоялась презентация романа Ольги Шпакович "Апокалипсис: Пролог".  Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Георгиевич Попов в своем выступлении отметил, что тема перелома эпох всегда будоражит умы, а потому произведения, по-новому отражающие эпоху, всегда будут популярны. Доктор исторических наук, профессор Вадим Викторович Михайлов высоко оценил роман, подчеркнув, что очень тонко передана атмосфера тех лет. После официальной части актеры театра «Парнас» разыграли эпизод из романа, что вызвало у зрителей много эмоций. Тут же возникла идея поставить спектакль на основе самых ярких эпизодов романа. На вопрос о дальнейших творческих планах автор рассказала о том, что есть задумка создать серию апокалиптических романов, описывающих как переломные эпохи истории России, так и романы с попыткой заглянуть в будущее.


     Роман "Апокалипсис: Пролог" вышел в электронной версии в 2023 году. И занял II место на Международном конкурсе «Лучшая книга года 2023» (Германия). Также роман подавался на конкурс грантов и в 2024 году вышел при поддержке Комитета по культуре и Союза российских писателей. 


 «Апокалипсис: Пролог» - это авантюрно-приключенческий исторический роман с попыткой философски, апокалиптически осмыслить события 1917-1918гг. В фокусе внимания - малоизвестные факты об исторических персонах той эпохи, анатомия революции 1917г., и, конечно, авторы и жертвы событий тех лет. Главный герой романа – Иван Скороходов – историческое лицо, известное тем, что входил в число охранников легендарного ДОНа (Дома Особого Назначения), или Дома Ипатьева – последнего приюта и тюрьмы венценосной семьи Романовых. Малоизвестный исторический факт о том, что некий Иван Скороходов преподнёс Великой княжне Марии Николаевне Романовой именинный пирог в её последний день рождения, стал отправной точкой для создания этого романа и позволил автору включить воображение и создать роман – срез российской реальности 1917-1918гг. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Глава 9. Фотографы

 Писателям, независимо от жанра, в котором они работают, требуется визуальное оформление к текстам. Нейросети – большие помощники, но лично мне этого мало, и мне все еще важно, чтобы на той стороне искусства находился живой человек. Иллюстрации – дорого, долго, хотя красиво и престижно. Фотографии – быстрее. Но! Плохой из меня фотограф. Может, и не безнадежный, но мои требования в данном вопросе выше моих возможностей, и я это признаю. Поэтому хороших фотографов я не просто ценю и уважаю, я восторгаюсь ими и испытываю некое преклонение перед ними. Хорошая фотография несет в себе и улыбку фотографа, и кусочек его мировоззрения. Любовь к городу или модели, любование кадром. 


Евгения Коломиец (Владивосток)

 Ольга Сандул (Владивосток)

 Утум Захаров (Якутия)

 Ольга Дудукалова (Благовещенск)

 Вероника Сеина (Артем)

 Валентина Панченко (Владивосток)

 Хаим Затворник (Владивосток)

 Яна Марус (Владивосток)


 Каждый из перечисленных здесь фотографов попал в мой круг совершенно по-разному, нет у меня единой системы или какого-то шаблона для работы. Фотографии предоставлены мне бесплатно на условиях взаимо-продвижения. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 8. Конкурсы

 Конкурсы – очевидная и почти неизбежная составляющая самопродвижения автора. Однако не на все конкурсы стоит обращать внимание, и, уж точно, не стоит возлагать на них особые надежды.Я участвую в литературных конкурсах не для того, чтобы непременно выиграть, а чтобы дать шанс судьбе. Да, судьбе тоже нужен шанс от вас, вы думаете, только вы достойны этого от нее? Все взаимно и гармонично. 

Как это работает? Например, тот факт, что вы вообще читаете сейчас этот текст, в источнике – результат моего участия в конкурсе. Нет, я в нем не выиграла (хотя вошла в шестерку лучших авторов), но зато познакомилась с великолепным писателем и редактором этой газеты Ольгой Шпакович, и мы дружим и сотрудничаем на протяжении уже нескольких лет. Создали не один совместный проект и не останавливаемся на достигнутом. 


 Но я участвую не во всех конкурсах. Заполнить форму, разобраться в условиях участия, подобрать произведение (или написать специально под задачу) – все это отнимает довольно много времени. Поэтому у меня есть свои критерии отбора литературных конкурсов. Возможно, некоторые из них будут полезны и вам.


Фото: писатель-фантаст Натали Тумко с министром культуры Приморского края Бронниковой Еленой Николаевной
Читать дальше
Загрузить еще