СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Глава 9. Фотографы

 Писателям, независимо от жанра, в котором они работают, требуется визуальное оформление к текстам. Нейросети – большие помощники, но лично мне этого мало, и мне все еще важно, чтобы на той стороне искусства находился живой человек. Иллюстрации – дорого, долго, хотя красиво и престижно. Фотографии – быстрее. Но! Плохой из меня фотограф. Может, и не безнадежный, но мои требования в данном вопросе выше моих возможностей, и я это признаю. Поэтому хороших фотографов я не просто ценю и уважаю, я восторгаюсь ими и испытываю некое преклонение перед ними. Хорошая фотография несет в себе и улыбку фотографа, и кусочек его мировоззрения. Любовь к городу или модели, любование кадром. 


Евгения Коломиец (Владивосток)

 Ольга Сандул (Владивосток)

 Утум Захаров (Якутия)

 Ольга Дудукалова (Благовещенск)

 Вероника Сеина (Артем)

 Валентина Панченко (Владивосток)

 Хаим Затворник (Владивосток)

 Яна Марус (Владивосток)


 Каждый из перечисленных здесь фотографов попал в мой круг совершенно по-разному, нет у меня единой системы или какого-то шаблона для работы. Фотографии предоставлены мне бесплатно на условиях взаимо-продвижения. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 8. Конкурсы

 Конкурсы – очевидная и почти неизбежная составляющая самопродвижения автора. Однако не на все конкурсы стоит обращать внимание, и, уж точно, не стоит возлагать на них особые надежды.Я участвую в литературных конкурсах не для того, чтобы непременно выиграть, а чтобы дать шанс судьбе. Да, судьбе тоже нужен шанс от вас, вы думаете, только вы достойны этого от нее? Все взаимно и гармонично. 

Как это работает? Например, тот факт, что вы вообще читаете сейчас этот текст, в источнике – результат моего участия в конкурсе. Нет, я в нем не выиграла (хотя вошла в шестерку лучших авторов), но зато познакомилась с великолепным писателем и редактором этой газеты Ольгой Шпакович, и мы дружим и сотрудничаем на протяжении уже нескольких лет. Создали не один совместный проект и не останавливаемся на достигнутом. 


 Но я участвую не во всех конкурсах. Заполнить форму, разобраться в условиях участия, подобрать произведение (или написать специально под задачу) – все это отнимает довольно много времени. Поэтому у меня есть свои критерии отбора литературных конкурсов. Возможно, некоторые из них будут полезны и вам.


Фото: писатель-фантаст Натали Тумко с министром культуры Приморского края Бронниковой Еленой Николаевной
Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 7. Сотрудничество с дизайнерами и модельерами

 Нам (мне-то уж точно) повезло жить во времена, когда уже изобрели такой предмет гардероба, как футболка, и когда появилась возможность самостоятельно нанести на нее любой принт. В этом выпуске вы посмотрите на фотографии некоторых изделий из Владивостока по моим книгам, и это будет лучше, чем просто рассказ о них. Сразу скажу, что рисунок надписей и сами модели сделаны разными дизайнерами. Я сотрудничаю с ними в разных направлениях, поделюсь этой информацией и с вами, вдруг что-то пригодится. 

Во-первых, я бесплатно предоставляю цитаты из своих книг, мне, взамен, предоставляют пару-тройку футболок (толстовок, шарфов, шоперов и т.д.) и электронную версию принта. Футболка – моя афиша. На этих фотографиях вы видите работы Марии Жоговой. Здесь рисунки сделаны специально для цитат, это не иллюстрации к книге. 












Ольга Сандул – дизайнер с любовью к самим текстам. 













Современные текстильные воротники носят отдельно от платья, как колье. Модели Марии Жоговой. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 6. Коллаборации (архитекторы)

  Тема, о которой не устану говорить. Многие не любят слово «коллаборация», предпочитают «сотрудничество». Но все же, мне кажется, есть разница. Сотрудничество может быть в разных областях человеческих взаимодействий, а коллаборации больше относятся к творчеству. Так или иначе, сегодня мы продолжаем говорить именно о коллаборациях. И расскажу я сегодня о довольно странном сотрудничестве. Начало этой истории совершенно не было странным. На одной из своих творческих встреч я, как обычно, прощаясь с гостями, напомнила, что всегда открыта к сотрудничеству, и, если есть кто-то, кто желает подарить писателю пару-тройку часов своей жизни – обращайтесь, придумаем, как быть друг другу полезными. Кстати, это незатейливое оповещение срабатывало неоднократно (но об этом – потом). После той самой встречи ко мне подошла молодая женщина и предложила свои услуги. В частности, она призналась, что неплохо фотографирует, (фотографов я чрезвычайно уважаю), мы обменялись телефонами и договорились встретиться на следующей неделе. Незнакомку звали Яной и, как это часто бывает, она оказалась начинающим писателем, но к тому же еще и неплохим иллюстратором. Я согласилась посмотреть ее тексты, а ей предложила совместно поработать над оформлением мифов музея имени Арсеньева (этот проект получился, но сегодня не о нем). Мы с Яной довольно быстро начали приносить друг другу пользу, и как-то в одну из встреч я поинтересовалась, кто она по профессии (мы встречались в будние дни, мне казалось, что она фрилансер). И тут выяснилось, что эта милая девушка – архитектор. Мало того! Она – преподаватель в ДВФУ! Надо признать, к архитекторам у меня очень трепетное отношение. Моя родная сестренка – одна из ведущих архитекторов Санкт-Петербурга. Мой хороший друг и одноклассник – талантливейший художник и архитектор. Словом – люблю и преклоняюсь. Мы разговорились. Я рассказала, что пару лет назад начала писать роман, где описаны дома будущего – диварии. Их концепт – симбиоз растительного мира и архитектурных конструкций. Яна попросила почитать черновики. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 5. Коллаборации (японский сад)

 Когда человек любит то, чем занимается, и это занятие дарит радость другим - сами собой возникают, словно из неоткуда, помощники и последователи...


   Я хочу рассказать о небольшом частном ботаническом саду в японском стиле. Этот сад находится в городе Находка и называется «Энеси». В этом саду нашлось место не только цветам и кустарникам. Сюда приглашают ремесленников, и каждые выходные здесь проходит ярмарка мастеров и мастер-классы; здесь выступают музыканты, и на дорожках сада тебя сопровождают звуки флейты, скрипки, а случается – и раскаты шаманского бубна. Точно так же пригласили и меня. Марина Савченко, хозяйка и ландшафтный дизайнер, от мастеров узнала о писателе, издавшем книгу «Мифы и сказы Владивостока, а также его окрестностей», и предложила устроить презентацию в ее саду.


 Впервые я оказалась в «Энеси» в период цветения пионов. Огромные, из элитных японских саженцев, цветы – просто покорили мое сердце. И радушие хозяйки сада. И ответственность ее помощниц. Мастера договорились и о том, кто меня доставит в Находку, и о том, у кого я буду ночевать, и пригласили на презентацию массу знакомых и друзей. Я не знала, куда ехала. Почему-то представляла себе оранжерею. А оказалась… в сказке (мне еще и куклу подарили, просто волшебство вокруг). 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 4. Литературные мотивации.

 Почти каждым писателем, помимо потребности в самовыражении, движет как минимум одна из этих мотиваций:

 - успех;

 - признание;

 - популярность; 

- слава;

 - известность;

 - величие. 


Сейчас может показаться, что я привожу синонимы, но между этими понятиями есть различия, и, прежде чем двигаться дальше по пути само-продвижения, я рекомендую разобраться, что руководит именно вами. 


Успех всегда ассоциируется с финансовым вознаграждением за прилагаемые усилия. Успешными мы стремимся быть среди тех, кого знаем и в чьих глазах нам важно быть значимыми: родители, родственники, одноклассники, «сын маминой подруги». 


Признание – это обретение значимости среди тех, кто уже имеет имя в той же сфере, что и ваша. Сейчас мы говорим о литературе, и для нас признание – это высокая оценка среди критиков, редакторов, филологов и иных статусных литераторов. 

Читать дальше

"ПРИТВОРСТВА МОЕЙ МАМЫ" рассказ Холиера Сафарова (Узбекистан)

 Увидев, что у моего младшего брата поднимается температура, мама забеспокоилась.Тяжела участь бедняка. Он зарабатывает очень мало, но у него почему-то всегда бывает много детей. Мой отец, бедность которому досталась как наследие предков, хотя не смог освоить какую-нибудь профессию, но был очень умелым человеком с золотыми руками. Поэтому с ранней весны до осени вместе с несколькими бедными товарищами работал в кишлаке наёмным рабочим. Но когда мы — дети немного подросли и стали помогать по дому, отец начал уезжать на заработки за рубеж. Таким образом, в течение девяти месяцев вся работа по дому и забота о пятерых детях были на матери. Наверное, права пословица «Петухи всюду одинаково кукарекают». Почему-то папа не мог много зарабатывать и за рубежом. Денег, которые он отправлял домой, хватало только на еду. Моя мать, хотя ее муж работал за рубежом, не могла позволить себе купить лишнее платье. «Я не могу носить новую одежду. От новых вещей я вся чешусь», твердила она и покупала одежду только нам. Она весь год экономила, чтобы купить нам школьную форму в августе — перед новым учебным годом. Тем не менее она покупала только летнюю одежду, тетради и ручки для тех из нас, кто ходил в школу, потом с виноватым видом говорила: «Вот когда приедет ваш отец, он купит вам зимнюю одежду… У нас закончились мука и масло, надо купить…». 

Читать дальше

"ВРАТА РАЯ" рассказ Холиера Сафарова (Узбекистан)

  Учитель Гулям, заканчивая утренний намаз, по очереди поворачивал голову в левую и правую сторону, при этом каждый раз произнося слова приветствия: “Ассаляму алейкум ва рахматуллаах”. Когда он встал с места, из другой комнаты послышался слабый голос. Он сложил молитвенный коврик, внутрь положил четки и поставил его на подоконник. Потом оглянулся: его дочь спала. Он взял узкогорлый кувшин с длинным носиком, служащий для умывания, и направился в сторону кухни. Недавно для омовения перед утренним намазом он разжег огонь для нагрева воды и оставил над углями медный кувшин с ручкой и носиком. Он заполнил теплой водой длинноносый кувшин и вернулся в дом. Входя, поднял медный тазик, перевернутый дном кверху, и подошел к двери той комнаты, из которой недавно был слышен звук. Он, держа ручку двери, стоял молча, будто ожидая чего-то. Потом осторожно толкнул дверь. Сразу в нос ударил смердящий запах мочи. 


— О, Боже... 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 3.

 Часть 3. Литературные форматы 


 К чему мы привыкли? Книга – это две картонки, между ними – страницы. И долгое время данное определение – действительно было верным. Но мир изменился. Вы все это знаете, но, скорее всего не задумывались: книга – это не картонки-листики, это, прежде всего – текст. Современные технологии предоставляют новые возможности, поговорим о них. И о читательских группах, которые многие недооценивают.


 Несколько лет назад муж моей подруги стал терять зрение. После нескольких операций на глаза мужчина сдался и принял тот факт, что постепенно ослепнет. Такое бывает, пока что наша медицина не всемогуща. Однажды моя подруга попыталась читать мужу вслух мою новую книгу. Неблагодарность этого великолепного человека породила такие последствия, о которых в тот момент и помыслить было сложно: он заявил, что читает она плохо и «Пусть Натали сама прочитает, раз уж написала там опять что-то». Когда мне передали эту «просьбу», я сначала обомлела от такой наглости, но подругу было искренне жаль, и я, решив, что от меня не убудет, начитала на аудио (в Ватсапп сообщение) парочку рассказиков. Меня похвалили словом «годится» и потребовали «продолжение банкета». Таким образом раз в неделю (по субботам обычно) я начитывала по одному рассказу и через некоторое время это стало почти традицией. Возможно, всё бы на этом и остановилось, но кто-то из мастеров вскоре узнал об этой моей «благотворительности» и попросил поделиться записями. 

Читать дальше

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 2.

   Тестовая группа и странные визитки 


Когда пекарь выпекает хлеб, он не знает, съедят ли его добрые люди, или преступники, или детвора покрошит буханку голубям. А, может, эта булка засохнет, покроется плесенью и закончит свои дни в помойном ведре? Да, мы не знаем, к кому попадут наши книги, в чьи головы проникнут наши идеи, как извратят наши слова критики-блогеры-режиссеры с их видением нашего мира. Бояться того, что «люди не так поймут» - вполне оправданно, но не продуктивно. Предлагаю принять, как данность, что каждый понимает наше творчество в меру СВОЕГО образования и испорченности, и, если вам не в чем себя упрекнуть, пусть так и остается. Но вот что важно! К чьему мнению стоит прислушиваться, а кого игнорировать без зазрения совести? 


Если нам важно улучшать тексты (всегда важен посторонний взгляд), то такой человек (люди) – необходим (необходимы). Кто-то относит рукописи верным друзьям, кто-то – к учителю литературы, кто-то уже имеет собственного редактора с безупречным вкусом. Где НЕ стоит искать советов? Как ни странно – у писателей. Да, друзья, собратья по перу, писатели – редко толковые критики, знаю по опыту. (Для этих целей идеальны, например, филологи – это же гурманы литературы! А как они умеют хвалить! Ох, если вас не хвалил филолог – срочно восполняйте этот пробел.) 



Читать дальше
Загрузить еще