Ольга Геннадьевна Шпакович – член Союза писателей Санкт-Петербурга, сценарист, автор книг «В поисках рая», «Черный PR», «Оппозиционер в театре абсурда», «Немецкая мечта», «Как стать счастливым и сделать счастливыми других», исторического романа «Апокалипсис: Пролог» - о событиях 1917-1918 годов, «Между Явью и Навью» в соавторстве с Дмитрием Варуной, сборника рассказов «По ту сторону реальности». Роман «Апокалипсис: Пролог» занял II место по итогам Международного литературнгом конкурса «Лучшая книга года – 2023», роман «Немецкая мечта» - III место в Международном литературном конкурсе «Лучшая книга года – 2022», роман «Черный PR» - III место в Международном конкурсе «Open Eurasia: Super Cup» 2023г. в номинации «Проза», сценарий «Секрет ее молодости» - II место в Международном конкурсе «Open Eurasia» 2022г. в номинации «Драматургия».
Её произведения относятся к авантюрному жанру, для всех характерны: интригующее начало, сразу погружающее читателя в повествование, лихо закрученный сюжет и неожиданный финал.
Более десяти лет Ольга Геннадьевна проработала на телевидении редактором, сценаристом, журналистом. Впечатления об этом ярком периоде её жизни воплотились в романе «Чёрный PR», сама же писательница, считая, что журналистика – это образ жизни – с 2010 года выпускает общественно-политическую газету «На наш взгляд», поднимающую как острые вопросы жизни общества, так и освещающую творческую жизнь России и стран СНГ. Помимо творчества, Ольга Шпакович занимается благотворительностью, возглавляя Фонд «Мир».
Ольга, Вы - разносторонний человек: пишете сценарии и рецензии; публикуете книги, рассказы и новеллы; занимаетесь благотворительностью; принимаете активное участие в социальной жизни. Как справляетесь с такой огромной занятостью? Каким образом расставляете приоритеты?
Как сказал Федор Михайлович Достоевский – «широк русский человек, я бы сузил». Так и у меня несколько ипостасей: я и писатель – романист, сценарист, и журналист, и в юности зарытый талант художника пытаюсь откопать, считаю своим долгом заниматься благотворительностью и занимать активную социальную позицию, так как «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», как сказал Н.А. Некрасов. На мой взгляд, я совершенно не справляюсь с такой занятостью. Я – тот человек, который хотел бы, чтобы в сутках было не 24, а 48 часов. Знаю, что нельзя объять необъятное, однако не могу ничем пожертвовать – для меня важно всё, чем я занимаюсь. Но если всё же говорить о приоритетах, то главное – это, конечно, литературное творчество. Это то, чем я занимаюсь профессионально, то, что лучше всего у меня получается.
Расскажите, кто привил Вам любовь к литературе? Как раскрылся Ваш писательский талант?
Любовь к литературе у меня врождённая. И писательский талант раскрылся в раннем детстве. В полтора года, только научившись говорить, я начала придумывать сказки. Так что не мама на ночь рассказывала мне сказки, а я ей. Пока не научилась писать – рисовала рассказы в картинках. Тут мне помог талант художника. Как только научилась читать – книгу уже не выпускала из рук. Читала запоем. Возможно, я больше читатель, чем писатель. А потому участвовать в составе жюри различных литературных конкурсов для меня – одно удовольствие: столько разных книг! И по образованию я – филолог, литературовед.
С какого произведения начался Ваш путь в большое прозаическое плаванье?
В школе я писала рассказы, пьесы для дворового театра, который я создала и в котором играли соседские ребята, а я, соответственно, была режиссёром и сценаристом, а в тринадцать лет даже замахнулась на исторический роман. Но если говорить о первом профессионально написанном произведении, то это рассказ «Запасной жених», который был опубликован в 1992 году в литературном альманахе «Алтай».
Пару слов о Вашем дебютном романе «В поисках рая». Откуда столь витиеватая сюжетная линия? Сколь продолжительным был процесс работы над книгой?
Роман «В поисках рая» был задуман в 2000 году. Тогда пышным цветом цвели различные деструктивные секты. С их деятельностью я была знакома как журналист-телевизионщик, да ещё мне в руки попало досье ФСБ на секты, существующие в России. Я предпочитаю остросюжетную прозу, так как считаю, что о серьёзных вещах можно и нужно писать увлекательно, захватывая читателя лихо закрученным сюжетом с ударным началом и неожиданным финалом. На создание романа у меня ушло лет семь. Поначалу крупная проза шла тяжело, так как до тех пор я писала малую прозу – новеллы, рассказы. А тут у меня было ощущение, что я – ребёнок, не умеющий плавать, которого бросили в открытое море. И он барахтается, тонет, изо всех сил колотит руками и ногами, и таким образом начинает плавать в большой воде.
Ваши читатели полагают, что некоторые, описанные в Ваших произведениях истории, - автобиографичны. В качестве примера - «Черный PR». Что скажете? Быть может, это личный опыт или жизненные истории друзей или коллег?
Люблю повторять фразу, сказанную Фёдором Михайловичем Достоевским: «Жизнь богаче любой, самой смелой фантазии». А потому в основе почти всех моих произведений лежат истории реальных людей, что-то, разумеется, приходится приукрашивать, что-то додумывать, всё-таки я пишу художественную прозу. Автобиогрфические моменты есть во всех моих романах. И особенно – в романе «Чёрный PR»: в нём рассказывается о телевизионной кухне, о том, что находится по ту сторону голубого экрана. Я проработала на телевидении больше десяти лет. Работа телевизионщика такая интересная! Столько встречаешь людей, историй… В этом романе многие мои коллеги узнали себя, хотя каждый персонаж – собирательный образ.
Как у Вас появляются идеи произведений? Что для Вас - вдохновение?
Идеи появляются спонтанно, как озарение. А вдохновение приходит, когда ты сам получаешь удовольствие от своей работы. Если тебе неинтересна тема или не идёт сюжет, если пишешь, лишь бы скорее закончить роман, а тебе самому скучно – и читатель заскучает. А вот когда тебе интересно то, что ты пишешь, когда ты сам получаешь кайф, тогда твоя энергетика, вложенная в произведение, передаётся читателю – и ему интересно читать, он – увлекается. Вот это и есть вдохновение – когда пальцы дрожат, стуча по клавиатуре, щёки горят, а тебя от рукописи не оторвать.
Какие классические художественные труды являются для Вас эталоном? Почему?
Мой любимый писатель – Ф.М. Достоевский. Все его романы для меня – эталон. И ещё Франц Кафка. Его неоконченный роман «Замок» - это шедевр.
Что бы Вы пожелали начинающим писателям?
Серьёзно работать над своими текстами. Мой опыт редактирования произведений молодых авторов показывает, что, страстно желая что-то сказать миру, они пишут безграмотно, не умеют выстраивать сюжет и т.д. Многие начинающие авторы считают, что «причесать» текст – работа редактора, но это не так… Надо писать по несколько часов в день, очень много читать хорошей литературы, быть в постоянном саморазвитии. А ещё всем, и не только начинающим писателям, я хочу пожелать Удачи!
Беседовала Виктория Смирнова