Назад к списку

Место фантастики в современном мире

 Интервью с писателем-фантастом Натали Тумко (г. Владивосток) 


Фантастика всегда смотрит в будущее 


На мой взгляд, сегодня фантастика как жанр очень недооценена. Я имею в виду такие жанры фантастики как научная, социальная, а также футурология. Сегодня популярны фэнтези, боевики, космические эпопеи. Однако именно социальная, научная фантастика, которая просто необходима для более безопасного развития общества, почему-то оказалась в тени. В отличие от фэнтези, фантастика всегда смотрит в будущее. Смысл фантастического произведения – предсказать, что будет с человечеством, как оно будет развиваться, какие будут изменения в обществе, в жизни людей, если произойдут определенные события. В фокусе как научной, так и социальной фантастики - возможные изобретения и то, как они повлияют на повседневную жизнь людей. Это может быть лифт до Луны, регулярные прилеты инопланетян или создание какой-то вакцины. Задача социальной фантастики - предсказать, как будут в связи с этим строиться отношения людей и как в связи с тем или иным изобретением изменятся законы. Можно рассматривать эти изменения на примере отдельно взятой семьи или отдельно взятого сообщества. Для меня фантастика, а в особенности, социальная фантастика – это один из наиважнейших жанров. Я считаю, что произведения этого жанра должны изучать политики, люди, которые заботятся о нашем будущем и управляют государствами. Писатель-фантаст должен предвидеть какие-то вещи, не только изобретения, но и в целом направление развития человеческой мысли. Не стоит забывать, что есть такие жанры, которые помогают избежать ошибок в будущем. 


 Отличие фантастики от фэнтези 


Фэнтези – это раздел фантастики. В чем же разница между ними? Фэнтези всегда смотрит в прошлое, а фантастика – в будущее. Фэнтези – это всегда какая-то магия, магические силы – пришельцы, эльфы, чародеи - неважно. А фантастика? Если мы обратимся к произведениям Стругацких, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Саймака, то увидим, что если там и есть какая-то магическая составляющая, то она обусловлена либо физиологией, либо техническими наворотами. Например, телепатические способности, которых люди достигли в будущем, возможно, при помощи прибора, который позволяет считывать мысли. Фантастика предлагает нам заглянуть в будущее и посмотреть, как определенные действия или же, напротив, бездействие повлияют на развитие общества. Фантастика позволяет нам предугадать и подготовиться к тому, что может быть. Это не значит, что это будет непременно, но фантасты и не ставят такой задачи. Это означает, что некоторые нравственные, законодательные вопросы есть возможность продумать заранее. Многие полагают, что фантастика – это обязательно космические истории. Нет, космос может присутствовать как сопутствующий элемент, куда мы можем переместиться, чтобы решать какие-то социальные вопросы, но мы спокойно можем делать это и в параллельных вселенных. Параллельные вселенные – это отличительная характеристика современной фантастики. Мне кажется, что наступает пресыщение фэнтези с их магией и сказочными историями. Я считаю, что как раз сейчас наступает время фантастики. Очень много людей обращаются к интеллектуальным историям. А их пока не так много. 


 Натали, как Вы пришли к фантастике? 


То, что я буду писателем, я знала с детства. Причем я сразу знала, что буду писать придуманные истории. Я никогда не видела себя в жанре реализма. В четыре года я научилась читать. В школу я пошла за тем, чтобы научиться писать, вернее, записывать свои истории. Никогда в жизни у меня не было мысли, что я буду кем-то другим. При этом я получила высшее техническое, а не литературное образование. Почему?В школе, это был 6 класс, мы писали сочинение о будущей профессии, и я написала, что буду писателем. Учительница литературы сказала мне: «Писатель – это не профессия. Вот о чем ты будешь писать? О том, как ты пишешь? Ты должна быть еще кем-то, а лучше – ты должна быть много кем. Ты должна знать больше, чем обычный человек, если ты хочешь быть писателем». И это меня тогда очень удивило. Следуя совету учительницы, я не стала поступать в литературные вузы, не стала учиться на филолога. И в результате то, что я выучилась на инженера, очень сильно повлияло на мой тип мышления. Я не работаю по специальности, но тип мышления инженера оказал очень сильное влияние, потому что я не пошла по пути фэнтези, я пошла по пути научной фантастики, футурологии. Путь фантаста – это путь любознательного человека, которому нравится знать и предполагать знания, которые будут в будущем и опровергнут знания, которые есть сейчас.


 Миссия фантастики 


Мне кажется, что уже сам этот жанр имеет миссию. Фантастика, помимо развлекательных и образовательных моментов, дает еще возможность прожить в настоящем времени отрезок будущего. Мы можем вместе с писателем оказаться во вселенной, где уже познакомились с инопланетянами и ходят вместе с ними на работу, или уже обрели бессмертие, или научились летать без летательных аппаратов, или овладели духовными практиками, которые стали для людей такими же привычными, как, например, чистить зубы. То, что писатель-фантаст пишет о будущем, мы можем пережить уже сейчас, читая его книгу. Способность прогнозирования – это одна из наиважнейших задач фантастики. Мы можем подготовиться к будущему. Ученые, прочитав о фантастическом изобретении, задумаются, а не разработать ли и нам нечто похожее? Может, мы не доживем до этих открытий, но мы уже сейчас переживем радость от того, как это будет. Вообще фантастика – один из самых сложных и красивых жанров. 


 Нестандартные методы распространения литературы 


Сначала вспомним о стандартных методах. Это классическая книга, публикация в журналах, в том числе электронных, реализация через книжные магазины и интернет-ресурсы. А что можно отнести к нестандартным методам? Расскажу на своем примере. К сожалению, у нас, писателей, нет литературных агентов, которые могли бы для нас что-то скреативить, нам приходится делать все самим. Я писатель-фантаст, мне проще придумать что-то нестандартное. Когда я пришла к выводу, что надо самой искать новые способы популяризации своего творчества, я задалась вопросом – а какие у меня сильные стороны? Одна из моих сильных сторон - цитатность. Не все авторы цитатные, не всех легко цитировать. Есть красивые отрывки из произведений, но это не цитаты. Я выбрала цитаты, к которым я и моя команда, в которую входят художники-иллюстраторы, дизайнеры, сделали иллюстрации. Много цитат о моем любимом городе, Владивостоке. 


С цитатой не обязательно соглашаться, но в ней всегда скрыт глубокий смысл. Еще одна моя сильная сторона - чувство юмора. Многие мои цитаты с юмором, но при этом неглупые. Так вот, форматы распространения литературы я основала именно на цитатах. И эти цитаты – повсюду. Например, есть воротнички с цитатами от дизайнера – Марии Жоговой. Есть напечатанные отдельно принты с цитатами из моей книги «Исправленному – верить» - кстати, очень цитатное произведение. Еще - открытки. На них изображен Владивосток, но в фантастическом воплощении. Мы делаем фотографии с несколькими ракурсами. Потом нейросеть добавляет в этот пейзаж фантастические дома, дополнительные интересные архитектурные формы. Вроде и Владивосток – и не совсем Владивосток… А с обратной стороны открытки, где обычно располагается марка - куаркод, по которому можно перейти на аудио-рассказ или прочитать ответ на какой-либо вопрос. 


Мы выпускаем пластинки с куаркодами совместно с изд-вом «Граймон». Это необычный и пока что непривычный формат. Говорят: «у меня нет дисковода, проигрывателя…». Молодежь понимает сразу, что вот он – куаркод, а значит, и проигрыватель, и пластинка – в твоем кармане. Пластинка с куаркодом - это и замечательный подарок, и способ хранения литературного произведения. Еще я люблю коллаборации. По моим произведениям делают пирожные и коктейли, формы для пряников. Коллаборации могут быть с художниками, с дизайнерами одежды. Я считаю, что литература должна внедряться в повседневную жизнь. Я предлагаю искать новые формы продвижения литературы. Классических форм распространения на сегодняшний день мало.


Записала Ольга Шпакович