Назад к списку

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока

 «Писатель должен просто писать, для продвижения есть другие люди». Друзья, эта мысль устарела и уже давно плохо работает. Почему говорю об этом именно я? А кто, как не писатель-фантаст с инженерным образованием может придумать что-то новенькое? И придумываю, была бы цель поставлена, было бы техническое задание выдано!Я расскажу, что делаю сама, здесь, на Дальнем Востоке. Без утайки, без всех этих «авторских секретов». Возможно, мой опыт пригодится не каждому, но кто-то, несомненно, найдет здесь много полезных идей, или на их основе создаст свои новые пути продвижения. Или улыбнетесь – и то мне галочка «в карму».


 Давайте признаем: наблюдается некоторый кризис издательств. Нет, не литературы, с этим все в порядке! Земля талантами не оскудела, им просто сложнее стало пробиваться через многочисленную братию активных популярных графоманов, а требования издательств «Опубликуем книгу в стиле «Сумерек» и т.п» - вообще за гранью добра, это же фактически призыв к подражанию и плагиату! По-настоящему оригинальные произведения – не выгодны. Современный издатель откровенно предлагает самостоятельно прославиться (любыми средствами, кроме его собственных), а уж потом – опубликуем не читая.


 Не так давно (четыре года назад) мне стало очевидно, что восторженный литературный агент не прилетит ко мне, как волшебник, ни на вертолете, ни на любом другом виде транспорта. А это значит, спасение утопающего – в руках самого утопающего. Как?! – воскликнет скромный литератор. – Пиарить самого себя? Предлагать? Просить помощи у сильных мира сего? Знаю, что многие попали под обаятельную логику «Мастера и Маргариты»: «Не просите. Сами дадут…». Но ведь эти слова принадлежат Воланду – лукавому созданию, пусть и обаятельному, но преследующему отнюдь не благие цели. Он врал! 


Просите. Напоминайте. Гоните скромность, она уместна только в юных созданиях с нетворческими жизненными целями! Возможно, «сильные мира сего» просто не догадываются, что вам вообще что-то нужно. А нам нужно! И нельзя об этом молчать!Писатель – такая профессия, где скромность – ваш враг. Это было первое, что мне пришлось осознать. И я изменилась. И мир вокруг изменился. Удивительным образом он начал подыгрывать моей новой логике, и в этих статьях (намечается целый цикл) я расскажу – как именно и почему. Что же дальше, после этого осознания? Для начала следует изучить, с чем имеем дело. Посмотреть на себя, как на объект реализации. Сильные-слабые стороны, пожелания и т.д. У каждого из нас есть какие-то ресурсы, но обычно мы не принимаем их во внимание, мы же писатели, а не лит агенты (до этого момента). Литературный талант не обсуждаем априори (текст предназначен для профессиональных авторов). 


 Одной из моих сильных сторон, как писателя, является, например, цитатность текстов (раньше говорили афористичность). Используя уже только это, я создала цитатник и оформила его на открытках. Да, пришлось научиться работать в нейросетях, но это оказалось несложно и доступно. Распечатать открытки в типографии – сегодня по карману любому. Спросите: почему открытки? Зачем открытки? Нет, я их не продаю. Во-первых, я раздаю на них автографы. Это – необычно, приятно, стильно в конце концов. Это – уровень. Во-вторых, вместе с ними оформляю подарочные комплекты со своими книгами и подарок сразу становится более солидным и интересным. В-третьих, электронные версии этих открыток разлетелись по группам в соцсетях, где размещаются цитаты (прекрасный пиар). Люди могут не дойти до вашей книги, но на ознакомление с цитатой требуется пара секунд. И вот – ваша фамилия уже на слуху. В-четвертых, я прикладываю открытки с чаевыми в кафе и салонах, меня очень быстро запоминают и, поверьте, обслуживание с каждым разом все приятнее. К тому же, официанты и маникюрши – известные сплетники, а сообщить о том, что к ним сегодня заходил НАСТОЯЩИЙ ЖИВОЙ писатель – отличный повод для разговора. Каждая открытка упакована в пластиковый пакетик, да, это удорожание, но такую красивую вещь не выбросят просто так. Ее передарят, если не пригодилась, или насмотрелись. Ее отправят в другой город (сколько почтальонов прочитают цитату и вашу фамилию?). Ее положат под стекло в офисе, потому что цитаты мотивируют, а картинки привносят особую атмосферу в будничную суету. 


В следующий раз я расскажу, что было дальше. Две страницы для статьи – хороший формат. И вы не устали, и мне не тяжело. И, если открытки – понятный и даже предсказуемый «продукт», то то, что следует за ними – все удивительнее и «страньше». Друзья! Мы с вами – культура этого времени. И я хочу напомнить, что пишем мы не для издателей, а для читателя. По нашим произведениям будущие поколения будут судить о том мире, в котором мы живем. Лично я не могу позволить, чтобы о моем времени судили по книгам «литературных негров». А вы?


Натали Тумко

Зам. председателя Союза Российских Писателей по Приморскому краю