Назад к списку

СОВЕТНИК ПИСАТЕЛЯ: нестандартные методы продвижения литературы от фантаста из Владивостока. Часть 8. Конкурсы

 Конкурсы – очевидная и почти неизбежная составляющая самопродвижения автора. Однако не на все конкурсы стоит обращать внимание, и, уж точно, не стоит возлагать на них особые надежды.Я участвую в литературных конкурсах не для того, чтобы непременно выиграть, а чтобы дать шанс судьбе. Да, судьбе тоже нужен шанс от вас, вы думаете, только вы достойны этого от нее? Все взаимно и гармонично. 

Как это работает? Например, тот факт, что вы вообще читаете сейчас этот текст, в источнике – результат моего участия в конкурсе. Нет, я в нем не выиграла (хотя вошла в шестерку лучших авторов), но зато познакомилась с великолепным писателем и редактором этой газеты Ольгой Шпакович, и мы дружим и сотрудничаем на протяжении уже нескольких лет. Создали не один совместный проект и не останавливаемся на достигнутом. 


 Но я участвую не во всех конкурсах. Заполнить форму, разобраться в условиях участия, подобрать произведение (или написать специально под задачу) – все это отнимает довольно много времени. Поэтому у меня есть свои критерии отбора литературных конкурсов. Возможно, некоторые из них будут полезны и вам.


Фото: писатель-фантаст Натали Тумко с министром культуры Приморского края Бронниковой Еленой Николаевной

 


Итак, особая составляющая – лукавые конкурсы. Эти мероприятия призваны забрать у вас больше, чем предоставить. 

 - не участвую в платных (на любом этапе). Есть такие, где в положении не упомянуты никакие взносы, но, когда вы «проходите» несколько этапов отбора (на самом деле его вообще нет), вам сообщают, что вот тут, чтобы пройти дальше, нужно что-то заплатить, или выкупить номера журналов, или… да какая разница? Преподлая система отъема денег;- в некоторых положениях указывается, что при любом дальнейшем использовании текста, присланного на конкурс, вы ОБЯЗАНЫ указывать его организаторов или сам конкурс. То есть технически, авторские права на текст остаются у вас, но теперь вы можете его использовать только с указанием этих ребят «в титрах». С чего бы это? Наглость, как говорится, - второе счастье. Внимательно читайте положение о конкурсе, в котором участвуете, чтобы не стать заложником такого вот формата;


 - не участвую в конкурсах, где нужно голосовать друг за друга, даже, если голосование предлагается не в вашей категории и вам никак не вредит. Тут нет ничего подлого, просто я и так много занимаюсь редактурой и не хочу тратить свое время на работу за других. Если у ребят нет денег оплатить работу профессионального жюри, ну… а судьи кто? Как такую победу считать достижением? Хотя тут – не настаиваю, многих это как раз привлекает. Что-то вроде «приза зрительских симпатий»;


 - не участвую в конкурсах, где надо восхвалять какой-то продукт, ресурс или человека, о которых я ничего не знаю;


Фото: писатель-фантаст Натали Тумко с редактором газеты "На наш взгляд", писателем Ольгой Шпакович

 

- не рассматриваю конкурсы не моих жанровых направлений, даже, если у меня есть произведения в этом жанре. Я – писатель-фантаст. Мой профиль – научная и социальная фантастика. Вот к чему мне победа в детективном конкурсе? От меня будут ждать произведений, аналогичных выигравшему. А доказывать, что «я случайно станцевала, а вообще-то я пою» - лишняя трата сил и чужих надежд. И это будет нечестно уже с моей стороны; 


- не участвую в конкурсах, где призывают написать произведения в стиле «Сумерек» или «Гарри Поттера» и т.п. Тут не призываю на меня ровняться, поскольку есть много фанатов у различных произведений, и я знаю авторов, которые печатаются именно в подобных сериях. Тут, что называется, у кого какая задача, и кто что ждет от себя в литературном значении этого понятия. В плане шансов на публикацию – это очень перспективные конкурсы, и их проводят обычно большие издательства. Но у меня попросту нет времени жизни на то, чтобы писать «как кто-то»;


 - не участвую в конкурсах, где нужно присылать синопсис. Во-первых, это означает, что саму книгу не прочитают (не стройте иллюзий), во-вторых, синопсисы хороши для остросюжетных произведений, но для атмосферников – практически бесполезны. Про «добро и зло синопсиса» мы поговорим позже, в другой главе, здесь же упомяну только, что вот именно этот критерий важен для очень малого количества авторов и есть смысл просто научиться хорошо писать синопсисы, поэтому лично к вам этот пункт, скорее всего, не относится. Тем более, что, повторюсь, такие конкурсы проводят большие издательства и есть шанс пробиться. 

 Конкурсы – вещь субъективная. Мало того, нет гарантий, что ваше произведение вообще прочитают. В жюри часто работают люди или сильно занятые или не слишком заинтересованные. Мало того, на некоторые конкурсы приходит много (иногда – очень много) произведений. Давайте прикинем цифры. На среднестатистический конкурс может прийти около 1000 произведений. Предположим (округлим), что членов жюри в этом мероприятии 10 человек. Итого, каждому предстоит прочитать сотню, отобрать три лучших, и потом выбрать среди 30 отобранных всеми членами жюри. Это физически сложно. Большинство присланных книг даже не будут просмотрены. 


 Дальше. Примерно 90% всех присланных на конкурс произведений – откровенно плохие, либо плагиат, либо не имеют отношения к заданной теме (жанру), а сейчас добавились еще и нейро-претенденты, их тоже надо как-то вычленить из массы. Именно поэтому, кстати, на многие серьезные конкурсы требуется рекомендация или издателя, или НКО, или Союза писателей. Просто, чтобы уменьшить поток графомании. И это мы говорим о честных конкурсах, где нет заранее известного «победителя», но мы же понимаем, что и такое явление существует?


 Я часто сама работаю в жюри литературных конкурсов (напомню, что по должности я заместитель председателя Союза российских писателей по Приморскому краю). В моей практике был случай, когда я работала в детском конкурсе (проводил «Сириус-Прим») и мне попала в руки великолепная повесть двух девчат-подростков. Я даже отправила это произведение на проверку подлинности, нашла их учительницу русского языка (это было возможно в нашем формате работы). Сюжет, образы, диалоги – все отлично! Одно «но»: абсолютная безграмотность. Начало предложений с маленькой буквы, презрение к запятым, опечатки, ошибки, слитные слова без пробела. Несмотря на то, что это было самое сильное произведение из всех присланных, остальные члены жюри посчитали подобную небрежность – неуважением к конкурсу и не присудили никого места. Обидно? В век существования автокоррекции – особенно. А работа была большая и действительно отличная. И команда жюри читала всё, и мы отстаивали каждого конкурсанта, словно за души боролись.

 Подводя итоги, хочу заметить, что конкурсы – это отличные возможности для продвижения. Но, как и любые ресурсы, они требуют осмысления и правильного подхода.










 Натали Тумко